Принцип борьбы с возможными доначислениями из-за действий нечестных поставщиков, выглядит относительно просто (на бумаге). Это применение, так называемых, «особых условий». То есть в договор включаются пункты, согласно которым:
• Стороны заверяют друг друга в добропорядочности и не применении незаконных схем оптимизации налогов. При этом предоставляют согласие на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными.
• Обязуются возместить имущественные убытки, которые возникнут в случае невозможности уменьшения налоговой базы
1. Формирование рыночных тарифов по контракту с учетом всех законных издержек, в том числе, подлежащих уплате налогов, взносов
Фактически, используя налоговую оговорку, стороны соглашаются, что исполнитель не использует налоговый демпинг как инструмент недобросовестной конкуренции, а покупатель не имеет косвенной экономической заинтересованности в налоговых нарушениях поставщика, т.е. исключает косвенный умысел покупателя на налоговые нарушения поставщика (п.1. ч.2 ст. 54.1 НК РФ);
2. «Действительность исполнителя» во исполнение п. 2 ч. 2 ст. 54.1 НК РФ
Свидетельствует о том, что исполнителю принадлежат материальные и трудовые ресурсы, которыми исполнена сделка: например, водители и транспортное средство при перевозке; работники – при клининге.
Важно отметить, контроль действительности исполнителя следует из прямого указания закона и поэтому не может быть расценен как непрофильная административная нагрузка для бизнеса.
3. Открытость налоговых сведений о поставщике как инструмент, обеспечивающий:
- достоверность подтверждения от ФНС «действительность исполнителя»;
- возможность возмещения имущественных потерь при неурегулированных налоговых «разрывах» по НДС по соглашению о возмещении потерь.
4. Возмещение убытков покупателя в случае доначисления налогов по сделке с поставщиком по решению налогового органа по правилам ст. 15, 431.2. Гражданского кодекса
Правомерность подтверждается судебной практикой по делам А53-22858/2016, А33-3832/2019 (определение ВС РФ от 09.09.2021 г. № 302-ЭС21-5294). К сожалению, нельзя назвать этот инструмент реально эффективным, учитывая его неоперативность – решение налогового органа может быть вынесено спустя годы после завершения операций с контрагентом, к моменту предъявления требования по указанным основаниям поставщик, как правило, уже ликвидирован или брошен, реальных бенефициаров не установить и взыскание не будет исполнимым.
5. Соглашение по правилам ст. 406.1. Гражданского кодекса о возмещении имущественных потерь вследствие неурегулирования налоговых «разрывов» по НДС
То есть стороны в рамках гражданско-правовых отношений установили право покупателя не применять налоговую выгоду по операциям с поставщиком в виде вычета по НДС, если в бюджете (не исключительно непосредственно контрагентом-поставщиком, но любым из участников хозяйственных цепочек) не был сформирован источник для этого вычета.
Положение Налоговой оговорки о том, что «в понимании Сторон, существенное значение для возможности применения вычета по НДС имеет наличие сформированного в бюджете источника применения такого вычета», отвечает истинному пониманию участниками хозяйственной операции косвенной сути налога на добавленную стоимость и направлено на побуждение всех участников связанной цепочки поставщиков добросовестно формировать этот источник для применения вычета по налогу своим покупателем.
Как работает оговорка в части «разрывов» по НДС
1. При обнаружении налоговым органом «разрыва» по НДС покупатель получает от своего налогового органа информационное письмо № 1 в отношении поставщиков, давших согласие на раскрытие налоговой тайны.
Только при даче такого Согласия налоговый орган обязательно направит Покупателю Информационные письма, которые подтверждают наличие (урегулирование/не урегулирование) налогового «разрыва» по НДС и устанавливают факт того, что имущественные потери были понесены (т.е. Налоговая оговорка работает ТОЛЬКО, если Поставщик дал Согласие).
При отсутствии согласия покупатель возможно будет проинформирован о «разрыве» в цепочке с участием его поставщика в рамках вызова налоговым органом на комиссию по легализации налоговой базы, но сведения, полученные на комиссии, не могут быть положены в основу применения налоговой оговорки в части урегулирования имущественных потерь и не могут быть опубликованы в Информационном ресурсе о налоговых «разрывах».
Востребованность бизнесом применения механизма налоговой оговорки подтверждается высоким интересом участников различных отраслей экономики. На сегодня более 33 000 компаний раскрыли налоговую тайну в части сведений о налоговых «разрывах» по НДС, механизм успешно применяется в АПК, в сфере строительства ГК Газпром, при реализации нацпроектов в строительстве, а также в отрасли клининга.
Источник Zakon.ru