Первопроходцем в раскрашивании контрагентов по принципу светофора была отрасль клининга. Объединившись, компании этой сферы экономики, общими усилиями приступили к налоговому обелению. Рынок выработал механизм контроля- Инфоресурс ФМ, подсвечивающий компании зеленым, желтым и красными цветами.
Это создало удобства для заказчиков услуг (отзывы здесь), но вызывает недовольство некоторой части профессиональных участников отрасли, для которых такая прозрачность, мягок говоря, не очень выгодна.
И, если деятельность Инфоресурс, касалась только сферы клининга, то бизнес ждет более серьезный светофор от Цетрального банка России.
С 1 июля ЦБ запустил сервис «Знай своего клиента» (ЗСК), который делит клиентов на три группы риска и каждой присваивает свой цвет: красный, желтый, зеленый.
Предполагается, что платформа поможет получать информацию от Банка России об уровне риска вовлеченности в проведение подозрительных операций их клиентов (речь идет как о юридических лицах, так и о индивидуальных предпринимателях).
ЦБ заявляет, что уже интегрированы данные о 7 млн юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которых на основе собственных аналитических данных Банк России распределил банковских клиентов на три группы — низкого, среднего и высокого уровня риска («зеленую», «желтую» и «красную»).
Подозрительные операции определяются по ряду критериев, ознакомиться с ними также можно на сайте регулятора. При этом Центробанк не раскрывает алгоритмы, по которым оценивает клиентов и распределяет по уровням риска. Четких правил нет, но есть рекомендации, как остаться в «зеленой» зоне.
Как декларируется информация является вспомогательной, окончательную же оценку о добросовестности бизнеса своих клиентов с точки зрения антиотмывочного законодательства банки должны присваивать самостоятельно.
Среди возможных карательных мер - ограничение по распоряжению денежными средствами, находящимися на банковских счетах, а также иным имуществом. Применяться они могут только в том случае, если клиент отнесен к группе высокого риска и регулятором, и кредитной организацией. Кредитная организация обязана в течение 5 рабочих дней проинформировать клиента о том, что Банк России отнес его к группе высокого уровня риска (со ссылкой на соответствующие критерии), и сообщить о применении ограничительных мер.
Предприниматели, не согласные с их включением в группу высокого риска, могут обжаловать такое решение в Межведомственной комиссии при Банке России.
Одним словом, шансов зарабатывать на воровстве налогов и обмане государства у недобросовестных представителей бизнеса остается все меньше.
Бурные споры разгорелись на днях по поводу светофора Инфоресурс.
Напомним, что с 1 июля заработал светофор пострашнее: Центробанк запустил свою платформу «Знай своего клиента».
ЦБ заявляет, что уже интегрированы данные о 7 млн юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которых на основе собственных аналитических данных Банк России распределил банковских клиентов на три группы — низкого, среднего и высокого уровня риска («зеленую», «желтую» и «красную»).
Подозрительные операции определяются по ряду критериев, ознакомиться с ними также можно на сайте регулятора. При этом Центробанк не раскрывает алгоритмы, по которым оценивает клиентов и распределяет по уровням риска.
Статус компании руководители бизнеса могут уточнить самостоятельно в обслуживающем банке. Банки не обязаны сообщать клиентам, какой уровень риска им присвоил ЦБ, но в то же время информация является открытой. А вот компании из «красной» зоны должны уведомляться банком в течение пяти рабочих дней.