+7 (495) 640-69-39 sro@arcfo.ru
Личный кабинет

ФНС отчиталась о работе: новые практики администрирования продолжают давать результаты

22 ноября 2017

Сборы Федеральной налоговой службы (ФНС) в консолидированный бюджет за десять месяцев 2017 года выросли на 19%, в федеральный — на 30%, пятая часть дополнительных сборов — 286 млрд руб.— была обеспечена улучшением администрирования и стратегией максимально «бесконтактной» и цифровизированной работы с налогоплательщиком. Следующей после НДС, социальных сборов и алкогольных акцизов сферой активности ФНС должны стать самозанятые — по данным “Ъ”, служба с 2018 года будет предлагать цифровые решения для добровольной легализации самозанятых.

Данные об итогах работы ФНС за январь—октябрь обнародованы службой после встречи главы ФНС Михаила Мишустина с президентом Владимиром Путиным накануне профессионального праздника службы — Дня работника налоговой службы, отмечаемого сегодня. Напомним, проекты ФНС в 2015–2016 годах, существенно улучшившие собираемость налогов, для Минфина облегчили тяжесть антикризисной программы бюджетной консолидации, впрочем, статистика 2017 года показывает, что эти ресурсы пока не исчерпаны — из отчетности ФНС января—октября следует, что по всем видам налогов новые практики администрирования продолжают давать результаты.

Рост цен на нефть в 2017 году увеличил долю налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с 20% до 23%, это 3,3 трлн руб., часть роста ненефтегазовых доходов также связана с ростом нефтяных цен. Тем не менее, по оценке ФНС, ненефтегазовые доходы, полученные за счет улучшения налогового администрирования, составили за десять месяцев 2017 года 286 млрд руб.— 21% от общего прироста поступлений без НДПИ, и этот результат получен без роста налоговых ставок.

Продолжает приносить дивиденды государству автоматизированная система контроля (АСК) НДС, несмотря на уже происшедшее в 2014–2016 годах «обеление» этого сектора. По оценке ФНС, в текущий период объем сомнительных операций с НДС составил около 96 млрд руб., или 1% от всех операций,—еще в первом квартале 2016 года этот показатель составлял 8%. Прирост собираемости НДС за десять месяцев 2017 года год к году составил 12,3% — в реальном выражении это рост не менее чем на 5–6%. При этом борьба с неуплатой НДС не носит характер полицейской — так, по данным ФНС, без проведения проверок, автоматизированными начислениями АСК НДС с уточнением 90 тыс. деклараций сумма сборов увеличена с начала года на 69 млрд руб.

Рост сбора акцизов составил год к году 18,4%, при этом наибольший рост продемонстрировали акцизы на крепкий алкоголь — 17% (при росте ставок на 4,6% с начала 2017 года), ФНС объясняет это «волновым эффектом» от обеления отрасли после мероприятий, проводимых совместно с правоохранительными структурами в 2016 году. Поступления по налогу на прибыль показывают сходную динамику — 18,8% роста год к году, однако здесь ключевым фактором ФНС считает рост ВВП (за три квартала 2017 года еще сохранялась небольшая рецессия).

Наиболее интересна динамика налогов и сборов, зависящих от доходов физлиц. Напомним, рост номинальных зарплат в РФ в 2016–2017 годах существенно затормозился, реальные располагаемые доходы как минимум стагнируют. Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет при этом увеличилось за январь—октябрь 2017 года год к году на 8% (номинальный рост зарплат за три квартала — 6,7%), поступление страховых взносов, которые ФНС администрирует с начала 2017 года,— на 8,6%. Расхождение между динамикой роста уплаты НДФЛ и соцсборов крайне необычно, по всем существующим оценкам, уход от уплаты НДФЛ гораздо менее распространен, чем занижение базы по уплате соцсборов. В любом случае превышение на 1,5–2 процентных пункта темпов роста налогов и сборов физлиц над темпами роста номинальных доходов — это также результат изменения администрирования и выхода части рынка труда из «тени». Часть эффекта, не объясняющего происходящее полностью,— взыскание ФНС задолженности по соцсборам, составившее за десять месяцев 2017 года 95,7 млрд руб.

Снижение инфляции не останавливает падения реальных доходов
Снижение инфляции не останавливает падения реальных доходов
Серая занятость и самозанятость, отметим, остаются крупнейшими ресурсами для роста сбора налогов — ФНС оценивает предельно неформальную занятость в 2017 году в них в 15 млн человек. В 2018 году определенное давление на него уже будет оказывать перенесенная на год реформа системы учета розничных продаж через новое поколение контрольно-кассовой техники. Тем не менее проблема крупного сегмента рынка труда, имеющего помимо прочего долгосрочные потенциальные проблемы с доступом к системе ОМС и пенсионного страхования, вряд ли может быть решена только администрированием. На встрече главы ФНС с президентом Михаил Мишустин представил данные исследований ФНС по 9 тыс. самозанятых, в ходе которого исследовались возможные условия их добровольной легализации — более 50% опрошенных готовы к такому шагу при условии разумной ставки налогообложения, отсутствия отчетности по их предпринимательской деятельности и бесконтактного взаимодействия с ФНС.

По данным “Ъ”, в ближайшие месяцы ФНС должна представить свое видение системы «электронной» легализации такого рода доходов — через мобильное приложение и автоматизированной уплаты налога с операций. «Экзотичность» мобильных приложений для таких целей уже в прошлом: так, по данным ФНС, 44% имущественных налогов физлиц в РФ в 2017 году на 37,6 млрд руб. было оплачено интернет-банкингом через сервисы на сайте ФНС, там зарегистрировано 27 млн граждан.

Дмитрий Бутрин
Источник: Коммерсант


Вернуться к списку

Стать участником аКФО

Объединение профессиональных участников рынка фасилити-услуг, которые строят бизнес на основе прозрачности своей деятельности
Вступить в АКФО