Не хочешь – заставим! Не можешь – побудим! Ведь «письма счастья» мы приносим людям!

17 января 2022

На портале коммерческой недвижимости CRE.ru вышла статья генерального директора СРО АКФО Елены Маркевич, в которой она постаралась донести информацию о ситуации, сложившейся в клининге с точки зрения обеления отрасли

Для собственников, девелоперов и управляющих объектами коммерческой недвижимости уже давно не секрет, что ФНС, реализуя отраслевой проект по обелению, последние годы очень внимательно следит за деятельностью компаний, оказывающих услуги профессиональной уборки. Заказчиков клининговых услуг налоговики тоже не обходят вниманием, так как считают их бенефициарами налогового демпинга в клининговой сфере. О том, как участникам рынка взаимодействовать и на что рассчитывать в процессе обеления, рассказывает Елена Маркевич, Генеральный директор Ассоциации клининговых и фасилити операторов.

Варвара Бурлевич, заместитель начальника Контрольного управления ФНС России, отмечает, что из-за желания заказчиков постоянно «оптимизировать» свои расходы клинеры уже много лет замкнуты в порочном круге нечестной конкуренции: потребители не хотят платить справедливую «белую» цену за услуги, а подрядчики, желающие работать «вбелую», не могут предложить цены, соответствующие предложенным бюджетам.   При выборе бизнес-модели девелопер/управляющий определяется с форматом обслуживания своей недвижимости: создавать свою инхаус-структуру либо отдать эту работу на аутсорсинг. Для этого он проводит расчет себестоимости, чтобы понимать, сколько будет стоить, к примеру, та же уборка, если осуществлять ее собственными силами и при этом не нарушать налоговое и трудовое законодательство. Поэтому, привлекая клининговую компанию, которая за тот же объем работ и с тем же количеством персонала просит гораздо меньшие деньги, заказчик прекрасно осознает, что цена услуги не включает налоги. И налоговая служба, по мнению руководства ФНС, просто обязана прийти к такому девелоперу/управляющему, чтобы доказать умысел незаконной оптимизации и доначислить ему налоги. И ведь приходят, и доказывают, и доначисляют.   Что интересно, заказчики потом обижаются на подрядчиков: мол из-за клинеров их бухгалтерам постоянно приходится отвечать на запросы налоговиков, собирать огромные пакеты документов, чтобы доказать реальность сделки с клининговыми компаниями, участвовать во встречных проверках или даже принимать у себя внеплановую выездную. Всего этого можно избежать, если понимать специфику услуг профессиональной уборки и учитывать требуемый объем налоговой нагрузки клининговых провайдеров при формировании бюджетов на содержание и обслуживание помещений.   Практические советы заказчику услуг Рассчитывая начальную цену на уборку для очередного тендера, заказчику необходимо осознавать, что основная часть себестоимости этой услуги приходится на фонд заработной платы персонала, который непосредственно будет обслуживать объект девелопера/управляющего. А с выплаты 1 руб. заработной платы одному уборщику, клининговой компании надо заплатить 50 копеек налогов (НДФЛ, взносы в ПФР и ФСС). Также при работе с компаниями на ОСНО стоит учитывать налоги на имущество и прибыль и при этом не забывать, что НДС начисляется на сумму ФОТ, так как выплата заработной платы и оплата налогов производится из полученной выручки. С подрядчиками- упрощенцами в плане их налоговой нагрузки немного проще, но 50 копеек государству с каждого рубля зарплаты отдавать должны и они. 

При работе с компаниями на УСН тоже есть нюансы. Например, перед началом сотрудничества следует убедиться в том, что организация не является «транзитной» или задействованной в схеме с дроблением (существует достаточно сервисов для такой проверки). Также необходимо учитывать, что крупные долгосрочные контракты лучше упрощенцам не предлагать: при превышении определенного порога выручки (164 млн руб. в 2022 году) такая компания автоматически потеряет право на льготный режим налогообложения и, переходя на ОСНО, создаст массу проблем не только своей бухгалтерии, но и заказчику – корректно закрывать такие переходы получается далеко не у всех. 

Важная составляющая работ, связанных с обслуживанием зданий и территорий – человекоемкость данных услуг. Управляющий объектом коммерческой недвижимости, не желающий лишних вопросов и проблем с налоговиками, при выборе ФМ-провайдера должен обращать внимание на численность персонала в штате и по договорам ГПХ у потенциального контрагента. Если у подрядчика нет официальных работников или их количество явно меньше того, что требуется по контракту, доказать проверяющим реальность сделки будет очень непросто. Как и в случае с предельной выручкой, в данном вопросе с контрагентами-упрощенцами заказчику клининговых услуг тоже надо быть аккуратным: максимум 100 человек в штате серьезно ограничивает возможности по привлечению таких компаний на крупные объекты с высокими требованиями по сменности и количеству обслуживающего персонала. 

Решив все же пойти по пути налоговой добросовестности, не следует забывать, что далеко не все подрядчики «одинаково полезны» и готовы пополнять госбюджет даже при наличии у них такой возможности. Согласитесь, когда платишь провайдеру «белую» цену и через некоторое время от своего налогового инспектора с удивлением узнаешь о «наличии разрывов», то данный факт несколько снижает уровень доверия ко всем участникам соответствующей отрасли. Хотите быть уверены, что суммы налогов, заложенные поставщиком в цену, пойдут по назначению, а не куда-то в офшоры -  постарайтесь узнать о нем побольше. Помимо стандартного пакета документов юрлица, подрядчик должен подтвердить наличие у него собственных ресурсов на оказание услуг: оформленный персонал, собственный парк техники и возможность ее техобслуживания. Но, как говорит Варвара Бурлевич, огромное количество зачастую бесполезной документации, которая запрашивается у контрагентов, ни от каких рисков, на самом деле, не страхует. И налоговая служба предлагает другой вариант – внедрение договорных конструкций, позволяющих удерживать обе стороны контракта в «белых» рамках. 

Естественно, «белая» цена, включающая всю предусмотренную законами налоговую нагрузку, может оказаться гораздо выше той, к которой заказчик привык. Но стоит ли рост расходной части бюджета на несколько процентов многомиллионных доначислений или «добровольных уточнений»? Кстати, на недавней совместной коллегии МВД и ФНС основное внимание было уделено вопросам возмещения ущерба бюджету страны и разработке мер, обеспечивающих неотвратимость наказания за совершение налоговых правонарушений. То есть игра в «кошки-мышки» с государством чревата потерей как минимум большого количества нервов, а как максимум – свободы. Налоги придется так или иначе платить всем: и клинерам, и их заказчикам. Наверное, все-таки это лучше и безопаснее делать в текущем спокойном режиме, чем в авральном с допросами и выемками в рамках «маски-шоу».


Источник - CRE https://www.cre.ru/analytics/85551
Вернуться к списку