+7 (495) 640-69-39 sro@arcfo.ru
Личный кабинет

«Новая ст. 54.1 НК РФ не работает практически никак». Интервью с Александром Хаминским

17 апреля 2018

Александр Михайлович, в 2017 году органами ФНС была отмечена необходимость перехода от рутинных мероприятий по проверкам к оптимизации аналитической работы с использованием данных АСК НДС-2 и других автоматизированных систем контроля. Решение решением, но начал ли этот механизм уже работать?

Действительно, на рабочих совещаниях с руководителями управлений ФНС по ряду субъектов федерации обсуждались порядок применения Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» и известного всем Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» в текущих условиях.

И уже в 2018 году в рамках моих зон ответственности предстоит реализовать ряд мероприятий. Но на самом деле за последние 15 лет налоговые органы осуществили уже много концептуальных преобразований в подходе к определению добросовестности налогоплательщика.

Теперь налоговики стали больше времени проводить в кабинетах и меньше — на проверках?

Работы хватает по всем направлениям деятельности. Просто сначала данные автоматизированных систем контроля стали использовать при проведении предпроверочного анализа, потом — при выездных проверках, затем — при камеральных. А сейчас — при анализе деятельности налогоплательщика и его взаимоотношений с контрагентами в целях формирования так называемых автоуведомлений. Некоторые, очевидно, уже с ними сталкивались, а для остальных поясню. Автоуведомление — это непредусмотренный Налоговым кодексом аналитический документ, который в рамках применяемого сегодня риск-ориентированного подхода указывает на наличие потенциальной возможности присутствия налоговых правонарушений.

Автоуведомление формируется системами АСК согласно заложенным критериям и вне воли руководителя либо сотрудников налогового органа. И вот тут-то перед налогоплательщиком встаёт дилемма: внести изменения в налоговую декларацию, либо получить внеплановую выездную проверку. Выбор остаётся за ним.

А на практике что именно изменилось?

Сегодня на всех этажах власти декларируется риск-ориентированный подход в осуществлении контрольно-надзорной деятельности. И к административно-правовым отношениям в налоговой сфере это относится в той же мере, что и во всех иных.

В конце прошлого года на одном из совещаний глава ФНС России Михаил Владимирович Мишустин сказал: «Мы не должны мешать бизнесу работать. Бизнес вообще не должен нас замечать. Но наша эффективность должна основываться на результатах глубокого анализа деятельности налогоплательщиков. Тем более что мы обладаем всеми необходимыми цифрами и критериями».

Это действительно так: только в АСК НДС-2 в настоящее время имеется возможность настроить порядка 200 критериев для оценки недобросовестности налогоплательщика. В целом по автоматизированным системам контроля, применяемым ФНС, количество таких критериев приближается к тысяче.

Проще говоря, количество поводов к уведомлению для вызова представителей хозяйствующих субъектов в органы ФНС увеличилось в сотни раз.

В августе 2017 года вступила в силу ст. 54.1 НК РФ. Как она работает?

Скажу откровенно, новая норма не работает практически никак. Более того, в отсутствие правоприменительной практики и прямых указаний руководства налоговики стараются её не использовать. К сожалению, это результат того, что вводный закон (Федеральный закон от 18.07.2017 N 163-ФЗ. — Прим. ред.) не указал нам порядок применения ст. 54.1. Посередине года возникло новое налоговое регулирование.

Но как его применять к уже начатым проверкам или к тем, которые начались с августа 2017 года, охватывая при этом периоды 2014−2016 гг., никто не разъяснил.

Впрочем, главный вопрос для формирования выводов о добросовестности или недобросовестности налогоплательщика — реальность его сделок.

И если сделка не является реальной, не спасут никакие статьи.

Чем будете заниматься в 2018 году Вы? Вы ведь много взаимодействуете с правоохранителями в качестве руководителя рабочей группы по вопросам преступности в сфере экономики?

В рамках состоявшегося 29 марта на Петровке 38-го заседания Общественного совета при ГУ МВД России по г. Москве я внёс ряд предложений, направленных на совершенствование деятельности подразделений УЭБиПК ГУ МВД России по г. Москве в 2018 году. Они были приняты, и теперь при внутриведомственном взаимодействии УЭБиПК и ГСУ при ГУ МВД России по г. Москве правоохранители смогут привлекать гражданских специалистов.

Я, например, буду участвовать в правовой оценке материалов доследственных проверок и уголовных дел, по которым имеются объективные сложности в точки зрения применения норм уголовного, уголовно-процессуального и специального законодательства, и давать предусмотренные законодательством заключения. А в остальном у меня задачи такие же, как и в 2017 году: продолжу бороться с налоговым «схематозом», принимать меры в отношении мошенников, пресекать незаконную коммерческую деятельность, препятствовать незаконному обналичиванию и выводу капиталов за рубеж.

Только теперь на тех, кто не готов добровольно возвращаться в правовое поле, ответственность будет налагаться быстрее, а наказание станет неотвратимым.

Почему же?

Мы живём в новой налоговой реальности. И, как в той песне, «к старому возврата больше нет». Автоматизация налогового администрирования сводит любые попытки договориться с живым человеком на нет.

Источник: Клерк.

Вернуться к списку

Стать участником аКФО

Объединение профессиональных участников рынка фасилити-услуг, которые строят бизнес на основе прозрачности своей деятельности
Вступить в АКФО