Понятие должной осмотрительности впервые прозвучало в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».
Какие меры надо принять
Проявление должной осмотрительности налогоплательщиком рассматривается судами как принятие налогоплательщиком всех возможных мер при выборе потенциального контрагента.
В числе таких мер — получение информации о том, что в отношении контрагента отсутствуют судебные процедуры несостоятельности (банкротства), проверка наличия у контрагента необходимых условий для осуществления договорных обязательств, проверка деловой репутации контрагента, получение копий учредительных документов, выписки из ЕГРЮЛ, копии паспорта руководителя и т.д.
Об этом, в частности, сообщает УФНС по г. Москве в письме № 14-16/179534 от 03.11.2017.
Помощь налоговиков
Федеральной налоговой службой на постоянной основе ведется работа по предупреждению налогоплательщиков от работы в зоне финансового риска, в том числе от партнерства с неблагонадежными субъектами коммерческой деятельности (фирмами-однодневками).
Для информационной поддержки налогоплательщиков на официальном сайте ФНС размещена общедоступная информация, которая может быть использована для оценки рисков при выборе контрагентов.
Речь, в частности, идет про сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента/Проверьте, не рискует ли ваш бизнес?»
Там размещена общедоступная информация, которая может быть использована для оценки рисков при выборе контрагентов: cведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юрлицами (так называемые адреса массовой регистрации, характерные, как правило, для фирм-однодневок), наименования юрлиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица, и др.
Кроме того, налоговики напомнили, что Приказом ФНС от 29.12.2016 N ММВ-7-14/729@ утверждены сроки и порядок размещения не составляющих в соответствии с положениями статьи 102 НК налоговую тайну открытых данных о налогоплательщиках. Таким образом, налогоплательщики могут использовать эту информацию, оценивая риски сотрудничества с контрагентами.
Напомним, изначально предполагалось что сервис с открытыми данными будет запущен 25 июля 2017. Однако, этот сервис, проработав в тестовом режиме несколько дней, стал недоступен. Его запуск запланирован на следующий год.
Какие сведения требовать от контрагентов
Некоторые сведения согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» не составляют коммерческую тайну, поэтому хозяйствующий субъект не вправе ссылаться на режим коммерческой тайны, отказывая заинтересованным лицам в предоставлении им информации.
Это такие сведения как:
- содержащиеся в учредительных документах юрлица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юрлицах и об ИП в соответствующие государственные реестры;
- содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
- о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
- о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юрлица;
- информация из других официальных источников.
Следовательно, как утверждает УФНС, налогоплательщик может обратиться к своему контрагенту с просьбой представить копии учредительных документов, свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, лицензий, приказов, подтверждающих право руководителя подписывать документы, информацию о том, не привлекался ли он к налоговой или административной ответственности.
Планирование выездных проверок
В целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков ФНС России разработаны критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, утвержденные Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ .
Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволяет налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.
Критерий 12 содержит перечень признаков и иных дополнительных обстоятельств, при наличии которых налоговые органы делают вывод о высокой степени налогового риска у налогоплательщика. Указанный перечень составлен по результатам контрольной работы, с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и сложившейся арбитражной практики. При этом признаки ведения деятельности с налоговым риском оцениваются в совокупности и взаимосвязи, соответственно, чем больше таких признаков одновременно присутствует во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков.
Необходимо обратить внимание, что критерии оценки рисков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, являются доступными для налогоплательщиков в целях самостоятельной оценки ими налоговых рисков. При этом данная оценка рисков, в первую очередь, необходима именно налогоплательщику в целях сохранения его экономической безопасности при осуществлении предпринимательской деятельности, уточняет УФНС.
Статья 54.1 НК
При оценке налоговой выгоды следует руководствоваться положениями статьи 54.1 НК, в соответствии с пунктом 2 которой при отсутствии уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй НК при соблюдении одновременно следующих условий:
- основной целью совершения сделки (операции) не является неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
- обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
Из всего перечисленного УФНС в своем письме № 14-16/179534 от 03.11.2017 делает вывод, что проявление должной осмотрительности при выборе налогоплательщиком контрагента представляет в совокупности и взаимосвязи комплексный анализ многих аспектов деятельности контрагента и не ограничивается подтверждением факта его регистрации на сайте ФНС России.
Автор: Наталья ПетроваИсточник: Клерк.ру