На днях министр цифрового развития Максут Шадаев заявил о риске лишиться аккредитации для двух тысяч IT-компаний, не подавших в установленном порядке согласие на раскрытие информации.
При этом, компании сферы фасилити (клининг и техническая эксплуатация) уже несколько лет по сути подобным образом соблюдают принцип налоговой осмотрительности в общении с заказчиками и доказывают ФНС свою добросовестность в качестве налогоплательщиков.
В целом в последнее время раскрытие части сведений, составляющих налоговую тайну, становится неким стандартом во взаимодействии государства с бизнесом. Логика ясна: государство пытается «подставить плечо» компаниям в сложный период, но при этом требует взамен честного взаимодействия и исправного пополнения бюджета в виде налогов и сборов.
Даже несмотря на то, что раскрытие налоговой тайны — это право, а не обязанность налогоплательщика, во многих случаях это может оказаться выгодным. К примеру, в современной действительности банки, организаторы тендеров и госзакупок, в некоторых случаях даже потенциальные контрагенты относятся с настороженностью к тем, кто отказывается раскрывать часть сведений, считая отказ признаком нечестной игры. Как указала Ассоциация АКОН, в своем исследовании от 01.11.2022 № 1/1-11/22, более 70% заказчиков считают неподачу согласия на раскрытие информации препятствием для заключения договоров.
Одна из причин тому, цифровой комплекс АКС НДС, запущенный ФНС несколько лет назад, который находит все разрывы НДС, а сотрудники налоговой службы, видя подобные разрывы, не мучаясь долгими поисками, предъявляют претензии конечному заказчику. В связи с подобным положением даже самому заказчику выгодно понимать, с кем и на каких условиях взаимодействует его контрагент, как проявляет «должную осмотрительность».
Для российских IT-компаний добровольное согласие на раскрытие части сведений, составляющих налоговую тайну, стало критическим моментом самого существования: компании, не согласившиеся на раскрытие, могут быть лишены аккредитации. Профильному министерству эти сведения важны для проверки компаний на соответствие условиям аккредитации. Например, в целях отслеживания уровня профильных доходов.
Немного другие цели преследует раскрытие в сфере клининга. В этой области речь скорее идет о контроле и добросовестной конкуренции, так как клининг – человекоемкая отрасль и манипуляции с персоналом и ФОТ являются главным элементом «серых» схем ухода от уплаты налогов. Согласие не является обязательным для продолжения деятельности в отличие от IT, но крайне желательным, поскольку многие крупные заказчики услуг (например, сетевой ретейл, зеленый банк и пр.) требуют взаимодействия через цифровой ресурс Инфоресурс ФМ, который позволяет контролировать персонал подрядчиков по чистоте, но обязательным условием для включения в Инфоресурс является раскрытие налоговой тайны.
В целом, согласие на раскрытие налоговой тайны позволяет сделать бизнес прозрачным. Для заказчиков — это гарантия в того, что контрагент не применяет серых схем, и он защищен от возможных претензий со стороны ФНС из –за неправильных действий контрагента, для добросовестных компаний – подрядчиков — шанс завоевать доверие клиентов, для государства –это добросовестная конкуренция, отсутствие коррупционной составляющей и как итог инвестиционная привлекательность.
Вероятность того, что требование о раскрытии части налоговой информации станет деловой практикой в иных отраслях очень велика. Это позволит уйти от мошеннических схем и вывести бизнес на новый уровень
Источник Vc.ru