По каким критериям будут отслеживать злоупотребления.
Власти предложили расширить перечень оснований, по которым контрольные органы могут назначать выездные проверки, узнал РБК. Инициативы касаются в том числе зарплат «в конвертах» и перевода сотрудников в самозанятые.
Власти предложили расширить перечень индикаторов риска, сигнализирующих о возможных нарушениях обязательных требований в сфере трудового права. Соответствующие предложения «заинтересованных федеральных органов исполнительной власти» сведены в письме директора департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития Александра Вдовина на имя заместителя руководителя Аналитического центра при правительстве Михаила Прядильникова (документ, датированный 20 августа, есть в распоряжении РБК, его подлинность подтвердил федеральный чиновник).
К перечню предлагается добавить в том числе новые критерии, которые могут указывать на использование работодателем практики серых зарплат, а также самозанятых (то есть плательщиков налога на профессиональный доход в 4 или 6%) в качестве фактических работников, следует из письма.
В настоящее время действительно обсуждаются новые варианты индикаторов риска, связанные с выплатой зарплаты ниже МРОТ, подменой трудовых отношений договорами с самозанятыми и необоснованным снижением заработной платы медицинским работникам, подтвердили РБК в Роструде.
Индикаторы риска — «важнейший» инструмент риск-ориентированного подхода, подчеркивают в аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко, курирующего реформу контрольно-надзорной деятельности. «Сам по себе индикатор нарушением не является, но указывает контрольно-надзорному органу на высокую вероятность нарушения, которую надо проверить», — указали там.
«Риск-ориентированный подход смещает вектор контроля с наказаний за нарушения на их профилактику. При этом надзор за соблюдением обязательных требований не ослабевает, а предприниматели могут сконцентрироваться на своей деятельности, не отвлекаясь на коммуникации с контрольными органами», — сообщили РБК в Минэкономразвития. По данным министерства, эффективность таких надзорных мероприятий составляет около 90%. (Такова доля проверок, заканчивающихся выявлением нарушения.)
Предполагается, что предложения будут рассмотрены в рамках работы подкомиссии по совершенствованию контрольных и разрешительных функций органов исполнительной власти, которая функционирует при правительственной комиссии по осуществлению административной реформы. В эту подкомиссию входят в том числе представители ведущих деловых объединений. Вопрос находится на рассмотрении рабочей группы, подтвердил РБК Михаил Прядильников, не раскрыв деталей.
Разработчиком указанных индикаторов риска является Минтруд, сообщили в Минэкономразвития. А Минэкономики «в рамках методологического сопровождения контрольной (надзорной) деятельности рассматривает и согласовывает их».
На данный момент предложенные Минтрудом индикаторы находятся на согласовании в Минэкономразвития, указали в аппарате Григоренко. Только после обсуждения с экспертами Минэкономразвития, Минтруда и в рабочих группах при Аналитическом центре при правительстве, а также публичного обсуждения индикаторы будут утверждены приказом Минтруда и зарегистрированы в Минюсте, уточнили в Роструде. До этого момента обсуждаемые индикаторы могут быть «значительно скорректированы», подчеркнули там.
Подробнее на Rbc.ru