+7 (495) 640-69-39 sro@arcfo.ru
Личный кабинет

Бизнес предложил изменить закон о госзакупках для вывода клининга из тени

1 августа 2024

Прозрачные компании проигрывают недобросовестным. 

Экспертный совет ведущих деловых объединений, куда входят Российский союз промышленников и предпринимателей, «Опора России», «Деловая Россия» и Торгово-промышленная палата, предложил внести изменения в механизм госзакупок с целью вывода из тени трудоемких отраслей. Инициатива направлена на расширение требований к компаниям, которые демпингуют цены в контрактах за счет экономии на налогах. Свои рекомендации авторы предложений разъясняют на примере отрасли клининга. Они адресованы председателю думского комитета по экономической политике Максиму Топилину. Документ за подписью председателя совета, вице-президента «Деловой России» Антона Данилова-Данильяна есть у «Ведомостей». Топилин подтвердил факт его получения.

Бизнес хочет оформить предложение поправками к уже внесенному законопроекту, который предполагает комплексные изменения в законе о госзакупках (44-ФЗ). Его внесли депутаты в начале июля, а рассмотрение назначено на осеннюю сессию, после того как будут предоставлены отзывы на него. Законопроект, в частности, устанавливает требования по заключению контрактов в письменной форме, а также особенности механизма исполнения по закупкам, содержащим сведения гостайны.

Деловые объединения предлагают дать правительству право вводить обязательное использование так называемого затратного метода при формировании начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Этот метод предполагает, что цена формируется госзаказчиком после предварительного расчета суммы затрат на исполнение контракта, а также с учетом прибыли, «обычной для конкретной сферы деятельности», указано в письме. Сейчас его применяют либо при невозможности использования других методов, либо в дополнение к ним. Приоритетным для закупок по 44-ФЗ остается сопоставление рыночных цен – когда НМЦК устанавливается на основании информации о ценах идентичных товаров, работ, услуг. Изменение методики позволит повысить прозрачность трудовых отношений и снизить теневую занятость в рисковых отраслях, считают в экспертном совете.

Также совет предлагает наделить заказчиков правом требовать от исполнителя не передавать контракт другим компаниям-подрядчикам. Это позволит обеспечить контроль за оформлением персонала по нормам трудового законодательства, указывают авторы письма. Сейчас согласно ст. 31 44-ФЗ заказчик вправе требовать только, чтобы участник закупки, а также лица, перечисленные им в заявке, не состояли в реестре недобросовестных поставщиков (включает участников закупок, нарушивших требования ФЗ № 44 на стадиях заключения или исполнения контрактов). 

Последнее предложение бизнеса касается расширения антидемпинговых мер. Совет предлагает обязать участника закупок обосновывать предложенную им цену, если она ниже НМЦК более чем на 25%, следует из письма. В частности, ему придется представить «документы и расчеты, подтверждающие возможность осуществить покупку товара (оказание услуги, выполнение работ) по предлагаемой цене в том числе с учетом всех необходимых затрат, издержек и уплаченных налогов». Сейчас такое требование в законе установлено только в отношении закупок, связанных со сферой жизнеобеспечения. 

Предложения будут предметно обсуждаться уже в осеннюю сессию, сообщил «Ведомостям» Топилин (один из авторов законопроекта). В адрес Минфина не поступали предложения от деловых объединений, в случае поступления они будут рассмотрены в установленном порядке, сообщил представитель ведомства. 

«Ведомости» также отправили запрос представителям Минпромторга, Минэка, Минтруда и ФАС. 

Надо ли менять механизм закупок

Предложенные поправки – результат консенсуса всех ключевых бизнес-объединений, они были разработаны по итогам длительного обсуждения и изучения проблемы теневого найма, рассказал «Ведомостям» Данилов-Данильян. Сейчас контракты часто получают участники закупок, которые, экономя на налогах и других выплатах, имеют возможность сильнее снижать стоимость своих услуг, поясняет он. В случае принятия поправок удастся по меньшей мере уравнять условия для добросовестных компаний и тех, кто ведет бизнес непрозрачно, считает Данилов-Данильян. Например, замена механизма установления цены позволит усложнить задачу серым компаниям – «объехать» добросовестный бизнес за счет нерыночного демпинга не получится, уверен он.

По данным Корпорации развития малого и среднего предпринимательства (КМСП), в 2023 г. для участников клинингового рынка – субъектов МСП было размещено заказов на общую сумму более 120 млрд руб. В таких закупках участвовало более 3200 исполнителей. 

Без заголовка.png

 

Доля затрат на оплату труда у фасилити-компаний (занимаются комплексным управлением недвижимостью, в том числе оказывают услуги клининга, сервисного обслуживания и др.) составляет от 40 до 70% от общей выручки, отсюда вытекают самые популярные серые схемы ухода от налогов, говорит член правления СРО «Ассоциация клининговых и фасилити-операторов», руководитель компании «Альфа-сервис» Наталья Карасева. За счет дробления бизнеса, отказа от оформления сотрудников в штат и привлечения мигрантов с поддельными документами таким компаниям удается избегать уплаты «зарплатных налогов» и значительно снижать цену своих услуг во время тендера, поясняет она. Отдельная сложность состоит в том, что такая ситуация выгодна и заказчикам – часто для них не имеет значения, за счет чего уменьшена стоимость услуг, признает Карасева. 

В случае принятия этих поправок произойдет изменение процедуры госзакупок: будут отсеяны компании, которые сами не занимаются производством товаров и оказанием услуг, считает партнер юридической компании a.t.Legal Андрей Торянников. Также меры направлены против тех, кто злоупотребляет правом на уменьшение цены контракта, часто даже ниже уровня экономической целесообразности. Кроме того, такие изменения позволят государству сэкономить значительные средства, остающиеся сейчас в распоряжении посредников. Поправки будут важны и для борьбы с нелегальной трудовой занятостью, так как с рынка начнут уходить компании, которые обеспечивают себе рентабельность исключительно за счет неофициального оформления работников. 

Предложенные бизнес-объединениями меры крайне важны для трудоемких отраслей, соглашается Карасева. По ее мнению, расширение антидемпинговых мер поможет «отсеивать» бизнес, использующий махинации с оформлением персонала, и даст возможность существенно повысить собираемость налоговых платежей.

В случае принятия поправок рисков для конкуренции не возникнет, уверен Данилов-Данильян. Если компания намерена привлечь подрядчика для выполнения контракта, то ничто не мешает этому подрядчику самостоятельно принять участие в закупках, говорит он. При этом передача права на введение обязательного использования затратного метода правительству, а права требовать самостоятельного исполнения контракта – заказчику позволит применять меры точечно, только в отношении человекоемких отраслей, отмечает Данилов-Данильян. 

Не первый подход к снаряду

Предложения деловых объединений – это не первая попытка «обелить» бизнес из человекоемких отраслей. Например, с 1 января 2022 г. действует эксперимент в сфере общественного питания – такие услуги облагаются нулевым НДС при условии, что за предшествующий календарный год сумма доходов налогоплательщика не превысила 2 млрд руб., а доля выручки от профильной деятельности составила не менее 70%. Кроме того, среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений сотрудникам должен быть на уровне рынка в субъекте. Власти неоднократно признавали успех эксперимента и предлагали распространить его и на другие отрасли. Минфин рассматривает возможность включения в этот режим, например, охранных услуг и розничной торговли непищевыми товарами, говорил в июне 2023 г. замминистра финансов, статс-секретарь Алексей Сазанов.

При этом меры по выводу из тени клининга, принимаемые властями ранее, оказались не так эффективны. Профильный пилотный проект был запущен ФНС в 2018 г. Клининговым компаниям было предложено раскрывать налоговую тайну в обмен на вступление в специальный реестр добросовестных поставщиков. Присутствие в таком реестре должно было стать одним из ключевых критериев при выборе заказчиками поставщика услуг. Результаты проекта не оправдали ожиданий, в начале года замглавы ФНС Дмитрий Сатин признавал, что запланированные результаты не были достигнуты, а опыт выведения из тени клининга называл «печальным».


Источник Vedomosti.ru




Вернуться к списку

Стать участником аКФО

Объединение профессиональных участников рынка фасилити-услуг, которые строят бизнес на основе прозрачности своей деятельности
Вступить в АКФО