Такого рода услуги весьма востребованы в том числе в государственных структурах, что вполне понятно: любое, даже самое неприступное ведомство нуждается в поддержании достойных условий деятельности своих сотрудников, чистоте помещений и безопасности коммуникаций и инженерных систем. Не удивительно, что такого рода услуги часто фигурируют в аукционах, закупках, проводимых в соответствии с Федеральным законом №44 -ФЗ.
Расскажем, почему нужно быть крайне внимательным при составлении ТЗ на уборку помещений, какие проблемы могут возникнуть, и чем чревато сотрудничество с недобросовестными клининговыми компаниями.Важность правильно составленного ТЗ
Правильно составленное техническое задание является гарантией получения оптимального коммерческого предложения на стадии выбора будущего поставщика услуги. Чётко сформулированные требования в части типа и моделей применяемой техники и оборудования, сроков его амортизации, количества, времени и графиков работы персонала и т. п. дают понимание необходимого объёма и качества услуги, делают возможным составление Калькуляции стоимости и не оставляют места для применения схем налоговой оптимизации.
В ряде случаев заказчики прибегают к необоснованному «дроблению» работ и услуг, как по видам, так и по срокам (например, пятилетний контракт, разбитый на квартальные закупки), в то время как укрупнение и интеграция объектов закупки может существенно повысить их экономичность и результативность, о чем свидетельствует мировой опыт и наилучшие практики организации услуг фасилити менеджмента. Контракты, как правило, заключаются на сроки до 1 года. Во многих случаях конкурсы (аукционы) проводятся в январе-феврале с условиями: с даты заключения контракта до 31 декабря текущего года. Как свидетельствует мировой опыт и наилучшие практики организации услуг фасилити менеджмента, наибольший эффект дает постепенный переход к контрактам жизненного цикла со сроком 3-5 лет, а в ряде случаев – до 7 лет.
Указанные сроки позволяют фасилити операторам оптимизировать свои издержки, добиваясь существенной экономии и для заказчика.Составление ТЗ
Составляя техническое задание, вполне закономерно, что, не обладая необходимыми знаниями и компетенциями в области организации комплексного обслуживания, сотрудники отдела закупок сталкиваются с рядом сложностей при составлении грамотного ТЗ. В то же время в российской практике нет унифицированных способов составления ТЗ, включающих нормативы затрат, с помощью которых можно определить конкретный объем работ, необходимых для обеспечения безопасного содержания зданий помещений в должном состоянии. Эксперты Национальной ассоциации фасилити операторов постарались исправить этот пробел и подготовили несколько практических рекомендаций.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ должно содержать Описательную и Ресурсную части.
В ТЗ необходимо указать:
● полный перечень инженерных систем со схемами и спецификациями;
● площади и типы обслуживаемых помещений;
● перечень и периодичность выполнения работ;
● минимальное кол-во сотрудников - исполнителей и их график работы.
Подробные данные об объекте позволят претендентам подать оптимальные по соотношению цена/качество предложения и снизить риск привлечения недобросовестных подрядчиков.
Калькуляция
Форма Калькуляции цены на услуги должна быть частью тендерной документации и содержать следующие затраты:
● оборудование;
● персонал;
● налоги на ФОТ;
● затраты;
● административные расходы и прибыль;
● итоговая стоимость (без НДС).
Проблемы сотрудничества с недобросовестными подрядчиками
Выбирая подрядчика, заказчик должен помнить, что несет солидарную ответственность за его недобросовестные действия и может быть признан со стороны ФНС бенефициаром налоговой ответственности. В 2018 году пристальное внимание фискальных органов приковано к отрасли клининга, которая считается одной из высокорисковых сфер. Сотрудничество недобросовестной клининговой компанией может быть расценено как непроявление должной осмотрительности при выборе контрагента, что в свою очередь, может повлечь за собой получение взысканий со стороны налоговых органов.
Возникают риски нанесения ущерба имуществу заказчика вследствие некомпетентных действий подрядчика.
Государственный заказчик рискует возможными штрафами со стороны контролирующих органов, допуская на объект непроверенного контрагента, использующего труд неоформленных мигрантов. Присутствие неблагонадежного персонала не может гарантировать обеспечения должной безопасности.