До текущего года рынок клининга был представлен двумя большими объединениями профессионалов: Ассоциация русских уборочных компаний (АРУК) и Национальная ассоциация фасилити операторов (НАФО). Прошедший год был ознаменован масштабными проверками компаний из сферы клининга со стороны ФНС. Причина в огромном «теневом» секторе, из-за которого бюджет недополучил не менее 100 млрд рублей только за прошедший год. Когда стало понятно, что по отдельности выстоять будет трудно, две ассоциации решили объединиться в одну — СРО АКФО (Ассоциация клининговых и фасилити операторов). Это основные игроки рынка, которые приняли решение работать добросовестно с уплатой всех налогов и соблюдением законодательства. Могу сказать, что такой альянс сильнейших свои ожидания оправдывает. В частности, динамика по уплате налогов положительная, и она продолжает расти. За последние два квартала налоговая нагрузка возросла примерно в три раза.
— А какие функции были возложены на АКФО?
По сути, ассоциация нужна, чтобы лоббировать интересы ее участников в различных органах власти разного уровня — федеральный, региональный, местный. Для всех присоединившихся участников был разработан единый стандарт ведения бизнеса, основанный на строгом соблюдении законодательства. Также АКФО призвана пресекать недобросовестную конкуренцию и организовывать профессиональное обучение и сертификацию членов ассоциации. На мой взгляд, организация оправдывает свое существование.
— Если компания хочет «обелиться», но не вступать в АКФО, удастся ли ей воплотить задуманное?
Конечно, любая компания может самостоятельно исполнять предписания ФНС, но в одиночку это сложно сделать. АКФО изначально создавалась как организация, представляющая интересы всего клининга перед властью. Более того, инициатива ее создания исходила от Федеральной налоговой службы. АКФО наблюдает за процессами внутри компаний и помогает, если есть необходимость. Ассоциация является держателем реестра добросовестных фасилити-операторов «Белый ФМ». На данный момент в него включены более 180 компаний. Поддержали инициативу создания такого реестра сразу четыре крупных бизнес-объединения: Опора России, Деловая Россия, ТПП РФ, РСПП. Смысл этого списка в том, что компании демонстрируют свою открытость и честность как перед государством, так и перед заказчиками, раскрывает данные по уплате налогов. Повторюсь, в одиночку доказывать государству, что компания взяла курс на «обеление» очень сложно. По сути, постоять за нее некому, если возникнут споры и разногласия.
— А вообще «обеляться» обязательно? Нельзя ли обойти этот процесс?
Откровенно говоря, можно и не следовать предписанию налоговиков. Но тут нужно понимать последствия. Всем вышедшим из тени государство прощает предыдущие налоговые периоды и закрывает глаза на все неуплаты, если за последние два квартала динамика положительная. Можно продолжить нарушать налоговое, трудовое и миграционное законодательство, но всегда жить в страхе. Рано или поздно налоговики доберутся до такой компании и обяжут выплатить все долги, а то и вовсе ее закроют. Сейчас разрабатываются меры наказания для заказчиков, которые пользуются услугами недобросовестных подрядчиков по клинингу.
— Как это влияет на коммерческую недвижимость?
Конечно, самым прямым образом. Основной заказчик профессиональной уборки — сектор коммерческой недвижимости. Это и торговые, и офисные здания, и склады. Неминуемо повышение стоимости уборки примерно на 40% от текущего уровня цен. Не скрою, что мы теряем контракты из-за неготовности заказчиков платить больше и отсутствия заложенного на этот случай бюджета. Ведь на клининг в структуре расходов по содержанию здания приходится около 25-35%. Но мы знаем, что в перспективе можно приобрести гораздо больше. Во-первых, приятно чувствовать себя одним из флагманов, двигающих отрасль в правильном направлении — к цивилизованным взаимоотношениям между всеми участниками рынка. Во-вторых, это лояльность сотрудников, которые работают в хороших условиях и оформляются с полным соблюдением ТК РФ. А на такой благодатной почве не может не вырасти принципиально новое качество услуг в клининге. В-третьих, процесс «обеления» уже не остановить. Думаю, через два-три года всем заказчикам придется смириться и платить за профуборку больше. Вариантов с «серыми» компаниями к этому времени почти не будет. А если и останутся маленькие и пока не заметные для ФНС игроки, крупные заказчики не захотят с ними работать из-за отсутствия необходимых ресурсов для выполнения договора. В любом случае, мы отыграем все потери.
— Есть ли для заказчиков какие-то способы легально сэкономить на уборке?
Такие способы есть. Среди самых популярных — работа с усеченным штатом на объекте, закупка более дешевого оборудования и расходных материалов. Но можно и поменять сам подход к уборке: оснастить здание грязезащитными ковриками, револьверными дверями, чтобы как можно меньше грязи посетители разносили по зданию. Или же организовать передвижение клинеров по зданию таким образом, чтобы за один цикл один сотрудник смог убрать близкорасположенные локации. Методы, основанные на неуплате налогов, вне закона.
— Но ведь чтобы клинингу зарабатывать в текущих условиях, нужно приводить аргументы заказчику. Что вам обычно отвечают?
Часто заказчики принимают в штыки уведомления о повышении стоимости. Они уверены, что те же самые 30-40% — это наша прибыль, хотя на самом деле это НДС и НДФЛ. Показательно в этом плане поведение иностранных компаний. Все мы знаем, что на Западе и в США рынок клининга намного более цивилизован, чем у нас в стране. Поэтому иностранцы без проблем согласовывают повышение, говоря, что этот процесс назревал уже давно. Многие отечественные компании, как я говорил выше, разрывают контракты, потому что пока на рынке еще есть полулегальные подрядчики. Мы не посыпаем голову пеплом, а ждем, когда они к нам вернутся. А они так или иначе вернутся, потому что зачистку клининга уже не остановить.
Источник: zdanie.info