Прошёл год и 1 месяц со дня объединения крупнейших клининговых ассоциаций АРУК и НАФО. Можно уже подвести некоторые итоги и ответить на возникшие у представителей рынка фасилити вопросы. А так как большинство этих вопросов так или иначе относятся к работе Комитета по стандартам и образовательной деятельности (КСО) СРО АКФО, то мне, как руководителю этого Комитета, и ответ держать.
Для чего и кому нужна СРО АКФО?
На мой взгляд, для консолидации участников рынка отрасли, для выработки единых правил и нормативов, которые основываются на государственных нормативах и стандартах, но не ограничиваются ими. Многое из обещанного и запланированного разными клининговыми ассоциациями за два десятилетия не было реализовано. Одна из главных причин – отсутствие среди их членов крупнейших игроков рынка. По сути, отраслевые ассоциации являлись, а некоторые и сейчас являются, объединениями мелких компаний, каждая из которых за свои небольшие членские взносы требовала разного рода помощи: в обучении, в тендерах, в переговорах с поставщиками о скидках, в лоббировании общих интересов на различных уровнях и т.д. и т.п. Но в период становления отрасли попытки решения местечковых и локальных задач просто бессмысленны. Поэтому и назрела необходимость в сильной ассоциации. Поэтому и смогли договориться об объединении СРО АРУК и НАФО, создав Саморегулируемую организацию Ассоциация клининговых и фасилити операторов 25 января 2019 года. Поэтому и цели у крупного объединения общероссийского масштаба:- определение вектора развития отрасли,
- помощь государству в наведении порядка в вопросах взаимодействия заказчика и исполнителя,
- исключение демпинга на рынке ФМ-услуг,
- определение экономических показателей отрасли для прозрачного ценообразования в диалоге государства с участниками профессионального объединения.
Долгие годы ведущие ассоциации поодиночке стучались в различные кабинеты чиновников и пытались рассказать, что есть такая сфера деятельности, как клининг. Но государство никак не могло определить, к какому сектору экономики наш рынок можно привязать: ЖКХ мы или торговля. Клинеров выслушивали, но не обращали внимания на их беды и чаяния, отправляя из кабинета в кабинет. Заметили нас, только когда в высокие кабинеты пришло объединение компаний с многомиллиардным совокупным годовым оборотом, способное влиять на экономику страны своим прозрачным налогообложением. А налоги — это бюджет, важная составляющая существования любого государства. С этого момента и начался диалог с ФНС, ФАС, Минфином, Минпромторгом, Минэкономразвития, МВД, Прокуратурой. Подробный диалог, продуктивный, в котором большую помощь оказали Опора России, «Деловая Россия», Торгово-промышленная палата, РСПП, Корпорация МСП и другие общественные объединения и организации. Да, на выстраивание этого диалога было потрачено больше 20 лет, но без этой подготовительной работы, возможно, и не было бы того, что мы получили сейчас.
Чего хочет добиться СРО АКФО?
В числе задач, стоящих перед СРО АКФО, не только помощь налоговикам в обелении отрасли. В этом перечне и участие в разработке изменений в ФЗ-44 и ФЗ-223 именно по вопросам закупки ФМ-услуг, и профессиональное обучение, и внедрение автоматизации в фасилити, и помощь членам ассоциации в диалоге с заказчиками и государством. Не исключена и юридическая поддержка – при соответствующем запросе данный вопрос быстро реализуется. У нас есть уже опыт работы с аудиторскими компаниями, причём с фиксированными ценами для участников СРО АКФО, которые минимум в 2 раза ниже рыночных. По такой же схеме может быть выстроена и работа с производителями товаров для профессиональной уборки. Например, СРО АКФО гарантирует производителю минимальный объём закупки, а тот даёт максимальную скидку каждому участнику соглашения со стороны исполнителей работ (услуг).
Какими успехами за год может похвастаться АКФО?
В течение всего прошлого года в СРО проводилась трудоёмкая работа с членами ассоциации по выводу их бизнеса на утверждённые нормативы налоговой нагрузки. Если в начале пути это был всем понятный показатель вычета НДС, то во втором квартале 2019 года был предложен показатель налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, где за основу расчёта приняты начисленные на заработную плату взносы в фонды. Учитывая, что не менее 60% в сфере ФМ-услуг, а тем более в клининге, занимает ФОТ, можно понять, как сложно было рассчитать, согласовать и утвердить такие показатели и динамику их изменений. Но мы справились и с этой задачей. Однако этого было недостаточно, чтобы государство обратило внимание на наши внутренние нормативы. На помощь пришло экономическое исследование, проведённое специализированным государственным институтом, который подтвердил своим заключением наши показатели налоговой нагрузки.
За год работы в активе СРО АКФО скопилось очень много достижений, не видимых простым глазом, но важных как для членов ассоциации, так и для всей отрасли в целом:- выстроен продуктивный диалог с представителями государственных органов власти;
- назначены кураторы от большинства надзорных органов для взаимодействия с АКФО;
- совместно с ФНС создан информационный ресурс «БелыйФМ.рф», участие в котором уже прописывается заказчиками в конкурсной документации в качестве одного из критериев добропорядочности исполнителя;
- разработаны нормативы ассоциации по налоговой нагрузке, минимальным размерам оплаты труда и максимальным нормам выработки;
- открыты представительства во многих регионах страны;
- выстроен диалог и налаживается процесс взаимодействия региональных представителей с местными УФНС.
Для чего вводить нормативы для отрасли, если есть регуляторы со стороны государства?
Тут всё просто на самом деле. Мы разрабатываем в первую очередь нормативную внутриорганизационную документацию. Нормы по оплате труда не единственные, у нас несколько документов, определяющих правила игры для членов ассоциации внутри самой ассоциации, на которые никому больше не предлагаем ориентироваться как на последнюю инстанцию. Нормативы нужны прежде всего членам СРО АКФО и надзорным органам.
К примеру, отраслевые заработные платы, на которые ссылаются зарплатные комиссии ИФНС, чаще всего не соответствуют действительности, и у каждой инспекции они могут варьироваться от 36 до 90 тысяч рублей. Причина — разные источники информации. Но есть и другая сторона медали: не менее 80% игроков рынка сейчас либо не оформляют персонал в штат (кто полностью, а кто частично), либо оформляют сотрудников по договору, в котором МРОТ прописан в качестве заработной платы. Нужно было что-то делать с этой ситуацией, чтобы привести в соответствие с реальностью разрозненные и противоречивые статистические данные.
Как это происходило. С самого начала работы ассоциации были выделены несколько регионов и городов, где МРОТ не может являться показателем рыночной заработной платы и является одним из элементов демпинга. При Комитете по стандартам и образовательной деятельности создали группу экспертов из различных компаний–членов СРО, в работе которой приглашали участвовать всех желающих. Но совместно трудиться над выстраиванием рынка вызвались немногие, буквально единицы. Большинству удобнее со стороны наблюдать и потом критиковать результаты или даже сами процессы. Участники рабочей группы предоставили данные по своим регионам, и мы высчитали минимальную часовую ставку по каждому из них. В результате появился Стандарт СТО СРО АКФО 2.02-2019 «МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ».
Дальше встал вопрос: как считать стоимость контракта с учётом утверждённых минимальных зарплат? Ответом стала форма калькуляции с максимальным количеством факторов, влияющих на ценообразование, среди которых минимальные показатели накладных расходов и нормы прибыли (нижние пороги значений для членов ассоциации при расчётах), впоследствии оформленная в Стандарт СТО СРО АКФО 2.01-2019 «МЕТОДИКА РАСЧЕТА СТОИМОСТИ УСЛУГ (КАЛЬКУЛЯЦИЯ УСЛУГ)».
Стандарт СТО СРО АКФО 2.03-2019 «МАКСИМАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ» введён с целью избежать манипуляций и унифицировать подход к составлению коммерческих предложений для конкурсов, где в ТЗ не указано требуемое количество персонала. Разные компании до принятия Стандарта могли использовать различные нормативы – вплоть до 350 кв. м в час по комплексной уборке офисных помещений, объясняя такие скорости новаторством и ноу-хау.
СРО по закону несет страховую ответственность за своих членов в рамках, определённых законодательством, и у ассоциации возникают серьёзные риски из-за того, что членские взносы многих компаний могут оказаться несоразмерными с возможным причинённым ими ущербом. Поэтому появилась необходимость в обязательном страховании гражданской ответственности членов СРО АКФО при выполнении работ не только своими силами, но и силами привлекаемых подрядчиков, прописанная в Стандарте СТО СРО АКФО 2.04-2019 «СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ (УСЛУГ)». Данный стандарт оговаривает размеры страховых премий, в том числе по одному страховому случаю.
Все упомянутые стандарты и нормативы налоговой нагрузки являются обязательными для применения членами ассоциации. Мы называем стандартами свои внутренние документы с нормативами, так как с юридической стороны методики или рекомендации необязательны к соблюдению членами объединения, в отличие от стандартов, за несоблюдение которых можно наказывать нарушителей. И не стоит ставить в один ряд и путать Стандарты ассоциации с ГОСТами по клинингу. Это, кстати, касается и отраслевой терминологии.
Про Стандарт СТО СРО АКФО 2.05–2019 «ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ (ГЛОССАРИЙ)» стоит рассказать отдельно и пояснить необходимость его появления. Многие термины, которые использованы в упомянутых выше стандартах и в других документах ассоциации требуется разъяснить и унифицировать, чтобы члены СРО, Аппарат ассоциации и третьи лица могли понимать друг друга, разговаривая на одном языке. Для этого юридически предусмотрен термин «глоссарий». Мы с экспертной группой договорились, что на данном этапе нужно внести в глоссарий ассоциации самую необходимую терминологию из сферы фасилити-менеджмента, так как термины и определения в клининге уже были опубликованы СРО АРУК в справочнике под редакцией Н.Л. Володина.
В 2020 году наш Комитет планирует начать работу с существующими учебными центрами, имеющими лицензию на образовательную деятельность. Учитывая, что в переговорах по ФЗ-44 и ФЗ-223 в области закупок фасилити-услуг на различных уровнях часто упоминается необходимость категорирования компаний как элемента оценки их профессионализма, что указано в клининговых ГОСТах, вопрос о профессиональном образовании в клининге нужно ставить уже в ближайшее время. Один из критериев соответствия категории – наличие обученного линейного персонала (при наличии подтверждающих документов государственного образца). Получить лицензию может и сама компания, если обладает такими возможностями, но таковых в нашей стране единицы. Остальным на помощь могут прийти уже существующие в России учебные центры: два в Москве и по одному в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. Возможно, позднее появится и ещё какой-то лицензированный УЦ именно по рабочим профессиям ФМ-услуг. Вот тогда мы и начнём согласовывать учебные программы, сверять их с принятыми терминами и дополнять свой глоссарий.
Если на сайте АКФО.рф внимательно изучить решения Правления и протоколы заседаний КСО АКФО, то можно найти формулировку: «Любой член ассоциации может направить запрос о внесении изменений / дополнений в существующие стандарты и нормативы, как и на разработку дополнительного внутриорганизационного документа». Иными словами, мы не карающий орган, а в первую очередь — созидающий. Наш Комитет нуждается в экспертах, профессионалах своего дела, готовых не только критиковать всё, что делают другие, но и начать самим что-то менять вокруг себя. Эксперты, ваше право считать свои знания своим достоянием, но к прогрессу отрасли приводят обмен опытом и открытый диалог. В противном случае вы движетесь к застою и личностному перегоранию внутри своей ячейки.
СРО АКФО – организация, созданная компаниями ФМ-услуг не для зарабатывания каких-то денег какой-то одной группе юридических лиц, а как некоммерческая отраслевая структура, уже доказавшая, что объединение сил — на пользу всем. И мы открыты к диалогу с любыми желающими сотрудничать ради общего блага.
Автор: Михаил Харламов, руководитель КСО СРО АКФО, генеральный директор «Компания Сервис Престиж»