Даниил Егоров, Зам. начальника ФНС России, на первом Открытом форуме отрасли профессиональной уборки и технической эксплуатации предупредил участников рынка о том, что, кого и когда ждет в процессе и по итогам реализации отраслевого Проекта Налоговой службы по обелению данной отрасли.
Как рассказал Даниил Егоров, после того, как налоговикам стало понятно, что модель классических выездных проверок не работает, были разработаны модели отраслевых проектов, которые было решено вести на федеральном уровне и отрабатывать отрасли по очереди. С момента ввода в действие программного комплекса АСК НДС 2 в 2015 году ФНС стала более оперативно и точно работать по игрокам рынка, видеть все потоки, определять, где инвестиции и рабочие процессы, а где вывод наличности.
«Когда включили систему АСК НДС 2, было до 18% разрывов по НДС, которые мы не понимали. Сегодня это меньше 1%, что говорит о том, что мы можем концентрировать силы нашего персонала на этих объёмах, то есть сейчас ситуация становится абсолютно управляемой и мы чувствуем в себе силы, чтобы с ней справиться», — заявил Даниил Егоров.
Когда в ФНС стали анализировать ситуацию с клинингом перед запуском Проекта, выяснилось, что в этой отрасли возникают самые большие риски с точки зрения искажения по уплатам НДС. По данным налоговой службы, в среднем по стране объём вычетов у клининговых компаний по НДС составляет 85% при расчётной норме – 35%.
Заказчики виноваты?
Зам. руководителя ФНС отметил, что в высоких показателях налоговых нарушений при оказании услуг профуборки немаловажную роль играют подходы заказчиков этих услуг к формированию тендерного задания и бюджета. Даниил Егоров обратил внимание, что заказчики при подготовке тендеров прекрасно понимают, какие объёмы помещений каким количеством людей обслуживаются, и какая сумма для выполнения контракта потребуется «без налоговой оптимизации и с налоговой оптимизацией». ФНС в свою очередь следит за исполнителями и обещает приходить к нарушителям законодательства, чтобы «очень серьёзно с ними работать» с риском предъявления претензий как клинерам, так и потребителям их услуг. При этом разрывы по НДС у заказчиков тоже отслеживаются с помощью «светофора» АСК НДС 2, помогая выявлять в том числе и те цепочки, в которых участвуют клининговые компании.
На вопрос представителя компании-заказчика о рисках, которые несёт потребитель услуги при выборе исполнителя с минимальной ценой, Даниил Егоров ответил: «Есть компании, имеющие сметные расчёты, которые прекрасно понимают по объёму уборки, по количеству требуемых людей, по какой цене это происходит, и за счёт чего возможны какие-то дисконты. В рамках процесса по обелению, чтобы сократить жалобы клинеров на низкие стартовые цены заказчиков, мы обращаемся к последним: «Не заключайте контракты по самой высокой цене, а постарайтесь найти инструменты, показывающие вам абсолютно очевидную модель, к примеру, демпинг за счёт налогов, при которых вы сможете внедрить какие-то технические, профессиональные характеристики требования к тому, у кого заказываете услугу». Не очевидно, что сразу будет претензия к заказчику, но, учитывая, как плотно мы сегодня работаем на этом рынке, вы должны быть готовы к тому, что потеряете подрядчика посреди контракта, если он минимизирует цену благодаря налогам. Вам нужно очень хорошо понимать, какие риски берёте на свой горб».
Срок для очищения
Взаимодействие с заказчиком как один из факторов процессов обеления клининга вносит некоторые коррективы в планы по реализации отраслевого Проекта. Налоговики признают, что как бы ни хотелось решить проблему здесь и сейчас, на скорость упомянутых процессов сильно влияют долгосрочные (от одного года и выше) контракты.
«Когда мы провели анализ, а следом круглый стол, здесь я вынужден признать, надеялись, что переход состоится довольно быстро. Но сработала та модель, о которой нас предупреждали члены ассоциации: многие сидят на долгосрочных контрактах, резко прервать которые и выйти в новую реальность не так просто, как это представляется, — рассказал Зам. руководителя ФНС. — Когда мы посмотрели результаты первого квартала, то поняли, что такая резкая модель, к сожалению, для этого рынка не подходит, и нам нужно двигаться к более плавной».
В результате корректировки планов по очищению отрасли ФНС предоставила игрокам рынка время до конца первого квартала 2019 года, чтобы показать устойчивую положительную динамику по искоренению из своей деятельности незаконных практик ухода от налогов. Причём все основные процессы по обелению компаний отрасли должны завершиться до конца 2018 г. Те, кто не осознал всей серьёзности ситуации, «уже попал под пресс контрольных мероприятий налогового органа и выявление таковых продолжается». При этом массовой зачистки и работы по всему рынку не предполагается – проверяться и наказываться будут только «самые плохие, у которых самая большая доля вычетов и самые большие суммы неуплаты» . Вставшим на путь исправления по итогам мониторинга ФНС гарантирует мораторий на выявление за предыдущие периоды недочётов в уплате налогов с последующими доначислениями.
«Осталось два квартала для очищения — третий и четвёртый. Мы внимательно смотрим за ситуацией и будем выбирать компании с худшими показателями, чтобы проводить контрольные мероприятия, — сообщил собравшимся Даниил Егоров. — Соответственно, когда закончится период толерантности, это первый квартал 2019 года, мы по тем компаниям, где видим положительную динамику во втором полугодии 2018 г. и чистые показатели за первый квартал 2019 года, меняем риск-модели. И это будет основанием, чтобы не выходить и не трогать старые периоды».
Зачем нужны списки участников Проекта
Однако, чтобы реализовать эту модель, налоговикам необходимо видеть участников отрасли, готовых обеляться. Для этого ФНС и клининговые ассоциации составили свои списки игроков рынка, имеющих возможность получить определённые послабления от налоговых органов при условии наличия положительной динамики в налоговой отчётности этих игроков к апрелю 2019, показывающей, что компания идёт по пути обеления своего бизнеса.
«На компании, которые в эти списки не попали, эти привилегии не распространяются, и по ним мы работаем в общем режиме, но при этом берём под особый контроль на уровне центрального аппарата», — пояснил Зам. начальника ФНС России.
В то же время ситуация на рынке с начала 2018 года такова, что вставшие на путь обеления игроки, подписавшие Хартию, вступившие в ассоциацию и раскрывшие всё свои тайны, стали основными целями для проверок налоговых органов с последующими доначислениями крупных сумм. Участники форума в связи с этим фактом, а также с учётом необходимости повышать цены на свои услуги, включая полную налоговую нагрузку, проявили обеспокоенность тем, что желающие обеляться автоматически оказались неконкурентоспособными по сравнению с теми компаниями, которые решили переждать и посмотреть, чем всё закончится.
Как пояснил Даниил Егоров, на первом этапе отраслевого Проекта работу передали в ведение территориальных органов, которые, получив информацию по обеляющимся компаниям через АСК НДС 2, автоматически реагировали на сигналы о нарушениях без учета специфики Проекта: «Они так называемые субъекты специальной правоспособности, они должны делать то, что написано в Кодексе. И если они этого не сделают, к ним придут правоохранительные органы».
«Когда мы начинаем работать с отраслью, то, естественно, должны сделать серьёзную, глубокую аналитику. К сожалению, наверное, можно признать, что в этой модели проявляется вторичный эффект, но не тот, который ожидаем. Мы, с одной стороны, собираем информацию об участниках рынка: их финансовых показателях, цепочках, моделях поведения, идентификаторах. А с другой стороны, при сборе информации, естественно, территориальные органы сразу же могут видеть какие-то искажения и пытаются на них реагировать. Поэтому мы сейчас перестроили работу», — раскрыл подробности процесса представитель Налоговой службы, заявив собравшимся, что списки участников Проекта как раз и нужны для правильной координации работы федерального и территориальных органов.
По словам Даниила Егорова, реестры, формируемые клининговыми ассоциациями и ФНС нужны, чтобы «очень чётко работать с территориальными налоговыми органами, показывать, кто в проекте, и перевести их работу от добычи денег в виде начислений налогов за три предыдущих года на мониторинг того, как идёт динамика по вычищению потоков в этой компании», а также иметь возможность помогать таким игрокам на федеральном уровне в поисках инструментария для облегчения текущего взаимодействия с территориальными органами. Этот момент является сейчас самым принципиальным и приоритетным для налоговиков в регионах.
Зам. начальника ФНС России пообещал, что к концу года вопрос с корректным восприятием налоговыми органами на местах бизнес-процессов обеляющихся представителей отрасли будет решён. «Мы специально здесь собрали все ассоциации, чтобы поднимать те вопросы от тех компаний, которые оказываются у нас в списках, и по которым мы можем на уровне центрального аппарата следить, чтобы ваши права соблюдались и вам давали возможность работать», — заявил собравшимся участникам Форума Даниил Егоров.
Роль клининговых ассоциаций
Клининговые ассоциации в рамках Проекта по обелению отрасли играют важную роль. Например, им предстоит аккумулировать и обрабатывать информацию по участникам рынка, конкурентными преимуществами которых является недобросовестное использование различных налоговых практик, после чего предоставлять эти данные в ФНС. Также отраслевые НКО, входящие в Совет рынка ФМ, должны внимательно относиться к тому, как члены ассоциаций на практике перестраивают свои бизнес-процессы в соответствии с принципами подписанной ими Хартии. Даниил Егоров особо подчеркнул, что нельзя девальвировать этот документ. Несоблюдение обязательств, взятых компанией при подписании Этической хартии участника отрасли профессиональной уборки и технической эксплуатации, весьма негативно влияет на ценность документа.
«Для нас очень важно, чтобы те, кто заявляет о приверженности принципам Хартии, так и действовали. Иначе сложно будет сформировать эту очень тонкую материю доверия, над которой ещё долго придётся работать, — отметил представитель ФНС. - Вынуждены признать, что это не происходит единовременно. Каждая из сторон должна сделать последовательные, понятные, прозрачные шаги. Мы должны видеть, что в ответ на наши понятные и предсказуемые для бизнеса действия бизнес действует тоже так, чтобы мы могли доверять тем членам ассоциации и тем данным, которые в рамках этой ассоциации формируются».
По словам Даниила Егорова, налоговики рассчитывают, что клининговыми объединениями будут созданы специальные аудиторские группы для выявления тех, кто пользуется на рынке незаконными конкурентными преимуществами, в том числе такими, как недобросовестное применение различных налоговых практик. Такие группы нужны для того, чтобы разрешать возможные конфликты на этой почве между членами ассоциации, не вынося их на уровень ФНС.
«Этот год мы посвящаем динамической чистке рынка, чистке тех потоков, которые формируются и дают разрыв в налоге на добавленную стоимость. И здесь абсолютно осознанно полагаемся и опираемся на НАФО, потому что нам очень важна консолидация рынка, нам очень важно, чтобы игроки сыгрались, и вместе нам предоставляли возникающие ситуации для очень серьёзных разбирательств, — пояснил Даниил Егоров. – Так как если мы где-то не дорабатываем, то тут же даём каким-то игрокам преимущества перед конкурентами, потому что не обеспечиваем максимально равномерный переход всех игроков в новую реальность».
«Мы очень внимательно взялись за клининговую отрасль и у меня нет никаких сомнений, что нам вместе со всеми заинтересованными сторонами получится перейти в нормальное легальное поле, чтобы налоговые органы могли переключиться на другое, а эту отрасль перевести в состояние постмониторинга», — заявил представитель Федеральной налоговой службы.