Насколько обязательно требование регистрации в Инфоресурс ФМ к участникам закупки?

16 января 2023

Инструмент защиты заказчика

Ресурс является инструментом, выработанным рынком для борьбы с недобросовестными компаниями, не уплачивающими платежи в бюджет, а также ответным механизмом на проект ФНС России по обелению сектора клининга. Инфоресурс ФМ, а также специальная конструкция- налоговая оговорка служат скорее средством защиты заказчика от действий недобросовестных поставщиков. В связи с активной фазой проекта ФНС по обелению клининга в ситуации, когда налоговый орган установит связанность, в том числе экономическую заинтересованность заказчика в налоговых злоупотреблениях подрядчика, заказчик вынужден будет объяснять пробелы своего контрагента или, еще хуже, устранять их, лишившись права на вычет по НДС и принятие расходов по операциям с таким поставщиком, а также получив доначисление по налогам и страховым взносам за персонал токсичного подрядчика. Помимо указанного, Инфоресурс ФМ позволяет предотвращать налоговые правонарушения в целом и восстанавливать честную конкурентную среду.

н1.png

Таким образом, требование к участникам закупки об их участии в Информационном реестре фасилити-операторов устанавливается на усмотрение заказчика.

Правомерно ли при проведении закупочных процедур требование заказчика об обязательной регистрации поставщика услуг клининга в Инфоресурс ФМ и заключение налоговой оговорки?
н2.png
Если цель включения в договор налоговых оговорок — защита прав сторон договора или уточнение его условий, то такое требование является правомерным. Указанная позиция подтверждается письмом МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 6 от 23.03.2022 № 14-13/05088@, в котором налоговый орган рекомендовал включить положения о налоговой оговорке при проведении закупочных процедур, связанных с оказанием услуг по уборке и содержанию помещений.

Такое требование не может считаться дискриминационным, если оно в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, желающим принять участие в закупке. Иными словами, в положении о закупках, регламентирующем общие принципы и требования к проводимым закупочным процедурам, требование должно быть закреплено применительно к соответствующему предмету закупки - клинингу.

ФАС России уже подтвердил, что использование Информационного ресурса фасилити операторов заказчиком не является ограничением конкуренции.

К примеру, в решении ФАС по Делу от 26.09.2022 № 077/07/00-14402/2022 отмечается, что «Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора». Кроме того, оспариваемые положения документации относятся к исполнению обязательств по договору, а равно не влекут ограничение участников Закупки путем отклонения соответствующих заявок.

Комиссия также отметила, что Инфоресурс ФМ доступен для использования всеми участникам профессионального рынка, а участие в нем является бесплатным, что исключает какие-либо затраты исполнителя.

Учитывая необязательность участия Заявителя в данной процедуре, в том числе в случае несогласия с условиями, размещенного в составе Документации проекта договора, Заявитель вправе не принимать участие в закупочной процедуре.

Какие могут быть претензии со стороны регулирующих органов и Минэкономразвития при регистрации компании на сайте “Инфоресурс ФМ” для участия в закупках?

Оснований для претензий со стороны регулирующих антимонопольных органов и Минэкономразвития нет. Но, не стоит забывать, что вопрос наличия/отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях тех или иных лиц устанавливается антимонопольным органом в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела в порядке, предусмотренном главой 9 Закона о защите конкуренции.

Инструкция по внедрению налоговой оговорки для Заказчиков при работе с клининговыми компаниями опубликована здесь.

Источник Retail.ru
Вернуться к списку