С нехваткой персонала сталкиваются практически все отрасли, особенно те, в которых велика доля ручного труда, это и строительство, и рынок автоперевозок, и ресторанный бизнес, и клининг в секторе B2B. Как компании, оказывающие услуги по наведению порядка в офисах гарантируют заказчикам чистые помещения офисов (торговых центров, предприятий и пр). Это только на первый взгляд кажется, что клининг – это просто, но, когда речь идет о том, чтобы обеспечить комфортное функционирование торговых центров, предприятий питания или промышленных предприятий, услуга становится технологичной и от качества ее оказания во многом зависит успех организации: кому захочется стать клиентом, например торгового центра, в котором грязно?
В клининге, направленном на обслуживание бизнеса, то есть о поддержании чистоты в торговых и бизнес центрах, на предприятиях, организациях и пр., дефицит рабочей силы становится критическим.
Промышленный альбинизм - тоже клининг (фото из Интеренета)
Естественно, что одним из первых способов борьбы с кадровым голодом стало повышение оплаты труда. К примеру, в данной сфере уровень зарплат за последний год вырос весьма существенно: сотрудники низшего звена в Москве и других крупных городах получают в среднем 1800-2000 рублей за смену, в месяц это порядка 50-55 тысяч рублей. За последние три года зарплаты в клининге именно у линейного персонала повысились практически на 40%. Владельцы бизнеса в этой отрасли грустно шутят, что недалеко время, когда уборщики начнут ездить на люксовых автомобилях, объем нехватки персонала оценивается от 30 до 50%.
К сожалению, процесс идет полным ходом: дефицит персонала и связанный с ним рост цен на товары/ услуги- это устойчивая тенденция, действительность, в которой работает уже множество сфер экономики, и с этим нужно научиться жить и справляться. Проблема кадровой нехватки усугубляется настолько, что некоторые крупнейшие компании, оказывающие услуги клининга и технической эксплуатации, вынуждены отказываться от контрактов только лишь потому, что не могут набрать нужное количество персонала!
Мигранты на вокзале (фото из интернета)
Ассоциация клининговых и фасилити операторов, объединяющая крупнейших игроков отрасли, выступает за институциональные изменения на рынке. О чем это?
К примеру, еще 5-6 лет назад рынок клининга был «чёрным», платить налоги было, если можно так сказать, немодно. Персонал не трудоустраивали, налоги не платили. Клининг – это человекоемкая отрасль, где основной процесс приходится именно на труд человека, который не может быть заменен машинами. Специфика заключается в том, что при таком раскладе высок уровень налоговой нагрузки: при грамотном оформлении сотрудников, налоговая нагрузка составляет от 20 до 40% выручки, естественно здесь возникает соблазн конкурировать за счет уменьшения налогов- зарплаты в конверте, неоформленные сотрудники.
АКФО меняет ситуацию на рынке: официальное трудоустройство персонала дает сотрудникам уверенность, так как человек, официально оформленный на рабочем месте, не уйдёт неожиданно с работы в разгар рабочего дня, он социально защищен. Такой подход напрямую повышает как качество персонала, так и качество услуги.
Кроме того, есть еще один существенный фактор, влияющий на нехватку именно рядового персонала – это отток сотрудников из числа граждан из ближнего зарубежья. На сегодняшний день в Москве оплата за рабочую смену составляет около 2 000 рублей, а в Ташкенте, при пересчете на рубли, - 1400₽. Поэтому понятно, что работать в России становится невыгодно. Здесь возникает резонный вопрос: если зарплаты кратно растут и вполне конкурентноспособны на рынке, то логично было предположить большое количество желающих трудоустроиться со стороны наших граждан. Но нет, последние несколько лет традиционно подобные позиции занимали приезжие. Если говорить про большие города, такие как Москва и СПБ, то возможность нанять на работу соотечественников практически отсутствует. В регионах, конечно, другая ситуация и россияне трудятся на таких позициях, в некоторых местах практически нет мигрантов, и там клининговые компании справляются без привлечения иностранцев.
Естественно, что официальное трудоустройство, за которое выступают члены нашей ассоциации, не могли не сказаться на стоимости услуг, поскольку в цену включены все необходимые налоги и сборы. Стоимость услуг клининга за последний год выросла также на 40% и выше. Связано это с процессом обеления рынка клининга, в том числе официальным трудоустройством сотрудников. Среди наших членов есть компании, которые из-за этого теряют контракты, так как заказчики не хотят платить дороже и ищут тех, кто все еще оптимизирует, а проще говоря, попросту ворует налоги, не платя официальные зарплаты. Но есть и другая категория заказчиков, - они с пониманием отнеслись к росту цен на услуги по поддержанию чистоты. Среди них, например, Сбербанк, крупный ритейл (Спортмастер, М. Видео, Гиперглобус, Ашан и пр.), корпорация АЕОН. Потому что для них репутационные риски от сотрудничества с недобросовестными подрядчиками могут оказаться значительно существеннее, нежели экономия.
Возникает резонный вопрос: как этим компаниям быть уверенными в том, что подрядчик - клинер точно платит налоги, а не кладет, грубо говоря, деньги в карман. Рынок выработал бесплатные для всех категорий пользователей инструменты, позволяющие заказчику осуществлять контроль, такие, например, как использование специального ресурса для взаимодействия с целью подтверждения нахождения в штате трудового ресурса.
Источник VC.ru