Начиная с 2015 года Федеральная налоговая служба ведёт работу «по моделированию поведения налогоплательщиков в наиболее высокорисковых отраслях экономики». Налоговики запустили в действие программный комплекс, который отслеживает движение денежных средств между счетами различных компаний и с точностью до 100% выявляет попытки уклонения от уплаты НДС и «зарплатных» налогов.
Как рассказал ещё весной прошлого года заместитель руководителя ФНС Даниил Егоров, система доказала «свою эффективность на рынках электроники и бытовой техники, ювелирной и алкогольной продукции», налоги и штрафы доначислены, уголовные дела возбуждены.
Когда система АСК НДС 2 заработала, перед налоговой службой встала серьёзная дилемма. «Мы включаем все сразу… все товарные потоки, которые видим, или идем плавно и… смотрим, как компании реагируют на эту технологию, – сформулировал её Даниил Егоров. – Мы поняли, что необходима новая модель, т.е. модель классических выездных проверок не работает. И мы разработали модели отраслевых проектов».
Глава ФНС Михаил Мишустин недавно заявил, что ведомство в настоящее время сосредоточено на «обелении» рынка клининговых услуг. Причём делать это служба намерена через взаимодействие с самими предпринимателями на базе институтов саморегулирования, отраслевых ассоциаций.
Рынок клининговых услуг растёт на 8-10% в год, в нём, по некоторым оценкам, заняты до 4 млн человек, а годовой оборот составляет порядка 360 млрд руб.
Для начала надо разобраться в текущем устройстве этого рынка. Самая значительная статья расходов для клининговых компаний – фонд оплаты труда. Доля ручного труда (а значит, и расходов на зарплату в себестоимости) в отрасли составляет от 60 до 90%, что при достаточно высоких ставках страховых взносов делает сверхвыгодным применение недобросовестными предпринимателями «серых» схем.
Однако эта проблема, в свою очередь, завязана во многом на желании заказчиков минимизировать бюджет на услуги. Заказчик клининговых услуг выставляет минимальную цену, в которую невозможно включить в полном объёме налоговую нагрузку. Как результат, в попытке получить контракт подрядчик вынужден идти на нарушения налогового, трудового, миграционного законодательства, чтобы просто оставаться на плаву и не сокращать рабочие места.
Ключевым показателем эффективности закупок является ежегодное снижение стоимости контрактов, что наблюдается уже на протяжении нескольких лет. В этих условиях повышение эффективности за счёт внутренних резервов и повышения качества услуг исчерпало себя и в ход пошёл демпинг.
Если непредвзято посмотреть на ситуацию, конкурсы в клининге превратились в конкурсы на лучшую налоговую оптимизацию.
Первый «звоночек» для сектора и потребителей их услуг уже прозвенел – в ФНС заявили о пристальном внимании к работе клининговых компаний в 2018 году, подчёркивая при этом, что ответственность должны разделять и заказчики услуг, раз уж они являются де-факто бенефициарами оптимизационных схем.
В таких условиях российские компании, оказывающие услуги профессиональной уборки, объединились в Национальную ассоциацию фасилити операторов (НАФО). Они договорились об общих правилах игры и подписали Этическую хартию, в которой прописаны принципы ведения бизнеса: неукоснительное соблюдение налогового, трудового и миграционного законодательства, а также проявление осмотрительности при выборе контрагентов. Кроме того, в середине февраля для согласования стандартов и критериев закупки услуг профессиональной уборки и технической эксплуатации в ритейле был сформирован Совет рынка услуг по фасилити менеджементу. За «обеление» отрасли выступают «Деловая Россия», ТПП и другие крупнейшие бизнес-ассоциации страны.
Источник: ИА Росинформбюро