Депутаты Госдумы на заседании, состоявшемся 13.09.2018, за 4 минуты приняли в первом чтении президентские поправки к проекту пенсионной реформы. Наиболее важным и потенциально опасным для бизнесменов пунктом, естественно, стала возможность попасть под уголовную или административную ответственность благодаря «лицам предпенсионного возраста». Согласно законопроекту, «необоснованный отказ в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, а равно необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательными работами на срок до 360 часов». Предпенсионным возрастом назван пятилетний период перед выходом работника на пенсию по старости.
Данная поправка копирует ст. 145 УК РФ, касающуюся взаимоотношений работодателя с беременными и имеющими детей до трех лет женщинами. Вице-премьер по вопросам социальной политики Татьяна Голикова назвала привлечение к уголовной ответственности «крайним случаем» и отметила, что нормы Арбитражного процессуального кодекса разрешают работодателям оспаривать в Рострудинспекции все случаи обвинений в нарушениях трудовых прав работников. По словам вице-премьера, из 2 тысяч зафиксированных в 2017 году обращений по 145 статье было осуждено всего 2 человека.
Глава «Деловой России» Алексей Репик в письме, направленном первому замглавы администрации президента Сергею Кириенко, указывает, что в большинстве спорных ситуаций достаточно разбирательства и наказания в рамках административной ответственности, в то время как уголовная ответственность должна наступать только в крайних случаях. В свою очередь, глава РСПП Александр Шохин считает, что привлекать к уголовной ответственности за нарушение следует в том случае, если виновный ранее уже был наказан по административной статье за аналогичное правонарушение.
Сейчас с помощью сайта HH.ru работу ищут 2.1 млн пенсионеров, что составляет около 7 % от общего количества резюме. По прогнозам HeadHunter, в 2019 году на рынок труда выйдет около 190 тысяч новых соискателей пенсионного возраста. Согласно результатам опроса международного кадрового агентства Kelly Services, 69 % работодателей хотя бы раз отказывали таким кандидатам, так как опасаются, что у них возможны проблемы с обучаемостью, мотивацией и здоровьем. При этом 68 % опрошенных готовы нанять людей предпенсионного возраста, при условии отсутствия на рынке более молодых профессионалов нужного уровня, а 34 % работодателей предпочтут специалистов в возрасте, которые уже воспитали детей и могут полностью посвятить себя работе.
Как рассказал ИнфоКлину эксперт НАФО по трудовым отношениям Александр Финашин, в настоящий момент в фасилити-компаниях средний процент линейного персонала предпенсионного и пенсионного возрастов составляет 22.8 % (от 14 до 31 % в зависимости от региона) и 23.7 % (от 9 до 39 % в зависимости от региона) соответственно. То есть в сумме количество возрастных сотрудников в компаниях, обслуживающих недвижимость, может достигать 70 % — чем дальше от благоустроенных областных центров, тем больше процент работающих пенсионеров и лиц предпенсионного возраста.
Естественно, предприниматели осознают потенциальную угрозу со стороны возрастных сотрудников, которые получают средство для шантажа компании и возможность работать не работая. Поэтому бизнесмены готовятся к увеличению объемов работы для своих юристов и кадровиков, а также выбирают возможные схемы нейтрализации возможных проблем. Первым и наиболее простым решением видится практика исключения взаимодействия работодателя с работниками пенсионного и предпенсионного возрастов. Вторым по простоте выходом из положения является перевод работников из «группы риска» на договоры ГПХ, переоформление таких сотрудников в ИП или вовсе на «конвертные» зарплаты. Но эти способы решения проблемы как раз и будут привлекать особое внимание Трудовой инспекции, налоговых и следственных органов. Менее наглядными и, как следствие, более безопасными, по мнению экспертов и предпринимателей, могут стать: квалификационные ограничения на основании профстандартов или внутренних нормативных актов, переаттестация сотрудников, а также формализованный подход к работникам из «группы риска», находящимся на испытательных сроках, с постановкой задач и требованиями отчетов о проделанной работе по результатам и срокам ее выполнения в письменном виде.
Адвокат Александр Железников в беседе с интернет-изданием Inc. отметил, что из-за сложностей коммуникации работодатель-работник людей предпенсионного возраста будет проще не нанимать совсем. «Представьте пожилого сантехника-алкоголика, который всячески нарушает трудовую дисциплину. Его за это увольняют. А он идет в прокуратуру и жалуется, что его выгнали, потому что он предпенсионного возраста», — пояснил юрист.
По мнению Александра Финашина, введение уголовной или административной ответственности за увольнение или отказ в приеме на работу лиц предпенсионного возраста отразится на работе всех компаний в РФ, в том числе и в сфере обслуживания недвижимости. «Вполне возможно, что сотрудника всеми правдами и неправдами будут вынуждать увольняться за 5–8 лет до наступления пенсии и потом не брать их на работу. Таким образом, количество безработных в возрасте от 45 лет и выше сильно возрастет, — рассказал Веб-журналу InfoClean Александр Финашин. — Кроме того, велика вероятность, что со стороны кандидатов пенсионного возраста появится категория соискателей, которая будет получать отказы в приеме на работу по реальным основаниям, но при этом шантажировать компании обращениями в государственные органы (прокуратуру, ГИТ и прочие), говоря о том, что им необоснованно отказали в приеме на работу. Компании вынуждены будут судиться или платить, чтобы не нести уголовную или административную ответственность».
В то же время, по мнению эксперта НАФО, в отношении производственного персонала, связанного с низкоквалифицированным трудом в сегменте фасилити, ситуация вряд ли поменяется. «Есть, конечно, вероятность, что рынок станет более насыщен кандидатами предпенсионного возраста, которые будут рады любой работе, лишь бы иметь возможность работать и зарабатывать. И таким образом ФМ-компаниям будет проще закрывать вакансии линейного персонала. Но, скорее всего, кадровый голод в производственной сфере будет только расти, поэтому конкуренция и рост заработных плат в этой сфере более вероятен», — считает Александр Финашин. Эксперт НАФО по трудовым отношениям полагает, что рисков, которые могут стать факторами для минимизации взаимоотношений фасилити-компаний с предпенсионерами возникнуть не должно, так как контракты с производственным персоналом заключаются по срочному трудовому договору, связанному со сроком договора компании с заказчиком.
Однако, государство решило не пускать столь щепетильный вопрос на самотек и подготовиться заранее. Так, Роструд намерен мониторить ситуацию в регионах, которые будут ежеквартально отчитываться о «реализации мер по содействию занятости граждан предпенсионного возраста». Как сообщают СМИ, первые такие отчеты по численности работников предпенсионного возраста (мужчин 1959-го и женщин 1964-го годов рождения) региональные власти должны предоставить в министерство труда уже в конце октября 2018 года.
Бизнесменам, решившим через сокращения избавиться от предпенсионеров, спокойно решить эту задачу не дадут. Всеволод Вуколов рассказал, что Роструд уже проводит проверки на более чем 400 предприятиях, заявивших о готовящихся сокращениях.
«По законодательству, предприятия, которые собираются проводить сокращения, ликвидацию, заявляются в службу занятости. На таких предприятиях мы начали проверки. Мы выявляем состав сотрудников, которых собираются сократить, и, соответственно, проверяем на предмет соблюдения и защиты прав лиц предпенсионного возраста», — пояснил глава Роструда.
Поправки, среди которых оказалась потенциальная уголовная ответственность предпринимателей, были озвучены президентом РФ в своем телеобращении по поводу пенсионной реформы. В этом выступлении он обозначил свою позицию по вопросу внесения изменений в пенсионное законодательство, воспользовавшись некоторыми ранее озвученными предложениями различных организаций. Во-первых, снизил до 60 лет возрастную планку для женщин. Это предлагали в июне представители Федерации независимых профсоюзов. Во-вторых, воспользовался идеей ОНФ и расширил понятие «лиц предпенсионного возраста», каковыми на время переходного периода реформы (2019–2028 гг.) станут люди, которым осталось 5 лет до наступления возраста выхода на пенсию по старости. То есть женщины в возрасте 55–60 лет и мужчины в возрасте 60-65 лет. Ну и, в-третьих, ретранслировал поправки Минтруда, предложив в целях обеспечения социальной защиты таких граждан, ввести административную и уголовную ответственность «за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приёме на работу граждан по причине их возраста». Ежегодная оплачиваемая диспансеризация и повышение пособий по безработице предпенсионерам до уровня МРОТ, озвученные президентом, тоже из списка предложений Министерства труда и занятости.
Среди предложений ОНФ, выдвинутых на старте обсуждения пенсионной реформы, но не вошедших в президентский перечень поправок, числится утверждение квот для людей предпенсионного возраста в компаниях с госучастием, которое появилось чуть позднее на сайте Российской общественной инициативы в расширенной формулировке «Внести изменения в Трудовой кодекс РФ об обязательном выделении квот в размере 20% для предприятий всех видов собственности за исключением предприятий малого бизнеса (микропредприятий с количеством работающих не более 15 человек)». На данный момент за инициативу проголосовало 1150 из необходимых 100 тысяч человек для рассмотрения решения на федеральном уровне. Однако, не исключена вероятность появления данной поправки при рассмотрении законопроекта во втором чтении в целях «увеличения социальной стабильности в обществе в период пенсионной реформы» и «обеспечения менее болезненного перехода на новые сроки выхода на пенсию для огромного количества граждан предпенсионного возраста в РФ».
Александр Финаншин считает квотирование рабочих мест бессмысленным занятием, так как оно не решает проблему занятности населения и снижает эффективность работы многих компаний. Кроме того, возрастной состав компании зависит от сферы деятельности, в которой компания работает. По его мнению, если все же эта поправка появится в законопроекте, то для ФМ-компаний оптимальным был бы уровень квот в рамках 5 %.
Крупнейшие деловые объединения, предвидя в реализации пенсионной реформы проблемы для бизнеса, предложили меры по стимулированию работодателей сохранять предпенсионеров на рабочих местах. Так, по мнению «Деловой России», расходы бизнеса на создание новых рабочих мест, переподготовку и обучение возрастных сотрудников государство должно компенсировать, а сами компании при этом должны стать основными заказчиками таких обучающих программ. Кроме того, представители организации предлагают с 2024 года освободить компании от выплат взносов за сотрудников нового пенсионного возраста в случае, если такие сотрудники проработали в одной компании весь пятилетний предпенсионный период и продолжили в ней работать после наступления пенсионного возраста.
Снизить пенсионные взносы в 1.5-2 раза для сотрудников предпенсионного возраста предлагают «Опора России» и Российский союз промышленников и предпринимателей. «Снижение отчислений в Пенсионный фонд для тех, кому осталось пять лет до пенсии, до 10%, то есть практически в два раза, — это основной механизм [стимулирования бизнеса]», — сообщил РБК президент «Опоры России» Александр Калинин.
Также, по мнению Калинина, у компаний, в штате которых не менее трети сотрудников находятся в предпенсионном возрасте, должны быть определенные преимущества. Например, дополнительные баллы при участии в госзакупочных торгах.
Источник: Веб-журнал ИнфоКлин