Совет Федерации одобрил инициативу об ужесточении наказания за вымогательство взяток во время проведения государственных закупок. Соответствующий законопроект в марте на рассмотрение в Госдуму внес президент Владимир Путин. В документе речь идет о так называемых откатах. За вымогательство взятки глава страны предлагает лишать свободы на 12 лет, сообщает «Приморская газета».
В России важно создать такую систему законодательных норм, которая бы минимизировала коррупционную составляющую при государственных закупках, подчеркивают парламентарии.
— Главная задача законодательной инициативы — навести порядок в сфере госзакупок. Сегодня в законодательстве присутствует очень много изъянов и противоречий, которыми пользуются многие недобросовестные люди, организующие псевдозакупки, — цитирует «Парламентская газета» главу Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергея Рябухина.
Внесенный в Госдуму президентом законопроект добавляет две новые статьи в Уголовный кодекс РФ. Первая статья вводит ответственность за нарушение закона о контрактной системе в сфере госзакупок в виде штрафа в размере до 200 тыс. руб. либо лишения свободы на срок до трех лет. За то же преступление, совершенное группой лиц, либо по предварительному сговору, либо с причинением особо крупного ущерба грозит уже лишение свободы до семи лет.
Напомним, сейчас преступления, связанные с откатами, квалифицируются по статьям о хищениях чужого имущества, мошенничестве, злоупотреблениях полномочиями, коммерческом подкупе, даче и получении взятки. Необходимость поправок президент объясняет тем, что ряд нарушений в этой сфере совершаются представителями заказчика, которые должностными лицами не являются, поэтому такие деяния не образуют состава уголовных преступлений и влекут за собой лишь административную ответственность.
Кроме того, глава государства предлагает установить уголовную ответственность за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок. Такое преступление будет наказываться штрафом в размере от 300 тыс. до 500 тыс. руб. либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа. При наличии отягчающих обстоятельств срок увеличивается до семи лет, а штраф — до 30-кратной суммы подкупа. Если речь идет о подкупе в особо крупном размере, наказание предлагается установить в виде лишения свободы на срок от семи до 12 лет со штрафом в размере до 50-кратной суммы подкупа.
Отметим, «крупный размер», согласно тексту документа, превышает 150 тыс. руб., «особо крупный» — 1 млн руб. Лица, активно способствовавшие раскрытию и расследованию преступления или лично сообщившие о нарушении в правоохранительные органы, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Избежать наказания смогут и жертвы вымогательства.
В правоприменительной практике нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ранее не удавалось квалифицировать согласно нормам уголовного права, замечают правозащитники. В основном нарушения подпадали под административную ответственность, что, как правило, не соответствовало причиненному ущербу. Внесение изменений в Уголовный кодекс РФ сможет частично устранить имеющиеся пробелы законодательства.
— Если говорить о позитивных последствиях принятия законопроекта, стоит заметить, что конкретизирован круг лиц подлежащих уголовной ответственности, предусмотрена ответственность за провокацию подкупа, конкретизирован размер ущерба, ужесточено наказание за указанные преступления, — заявил руководитель детективного агентства «Волков и партнеры» Андрей Волков. — Если говорить о негативных последствиях, законопроектом предлагается предусмотреть основания освобождения от уголовной ответственности лица, передавшего незаконное вознаграждение, если оно активно способствовало раскрытию преступления, либо в отношении него имело место вымогательство предмета подкупа. Я считаю это нецелесообразным в связи с тем, что данное основание может усилить коррупцию в рядах правоохранительных органов, которые будут принимать решения об освобождении уголовной ответственности. Поэтому считаю возможным применить более мягкое наказание к лицу, способствовавшему раскрытию преступления, но не освобождать от уголовной ответственности полностью.
Законопроект о введении уголовной ответственности для работников госзаказа во многом является реакцией на множественные нарушения законодательства, применение серых и откровенно преступных схем в закупках, нецелевом расходовании бюджетных средств, считают эксперты. При этом документ в его нынешней редакции вызывает ряд вопросов.
— Остается неясным, был ли проведен анализ правового статуса потенциальных субъектов преступления, тех, на кого будет распространяться ответственность? В законопроекте упоминаются неурегулированные в федеральных законах контрактные управляющие, а формулировка «иные уполномоченные лица» фактически ставит под дамоклов меч любого участника закупки со стороны заказчика, — подчеркнула специалист по государственным и муниципальным закупкам Кристина Заика. — Вторым вопросом является учет всех форм заказчиков по закупкам. Если в отношении закупок, проводимых органами власти, есть понимание реальной значимости закупок для исполнения властных функций, то в отношении организаций, например, муниципальных учреждений вряд ли можно говорить о соразмерности тяжести ответственности и решаемых ими путем закупок повседневных задач.
Принятие инициативы не решит все существующие проблемы с коррупцией, уверены юристы. Но преступлений в этой сфере наверняка станет значительно меньше. А чтобы мера стала еще действеннее, следует увольнять с госслужбы всех, кого поймали на взятке, вместе с руководителями. Поскольку без руководителя, как правило, невозможно развернуть схему получения «отката».
— Принятие инициативы актуально только для правоохранительных органов, им удастся совершить больше посадок, дать больше отчетов по борьбе с коррупцией, — замечает кандидат юридических наук, директор Центра управленческих и антикоррупционных технологий Содном Будатаров. — При этом есть и негативные последствия. Принятие инициативы грозит увольнением части профессионалов, ростом уголовной статистики. Резко расширяется круг лиц, которые смогут осудить в сфере госзакупок. Раньше речь шла только о должностных лицах. Теперь — и о специалистах. При этом в откатах практически всегда участвуют руководители.
Участники рынка уверены, в сфере госзакупок наблюдается огромное количество нарушений. Принятие законопроекта позволит значительно сократить их количество.
— При проведении торгов все еще допускается огромное количество нарушений, — заявил глава Национальной Ассоциации Фасилити Операторов (НАФО) Андрей Драгунов. — Возьмем для примера клининговую отрасль. Заказчики, размещая запрос на услуги профессиональной уборки и технического обслуживания, часто уже изначально прописывают условия, вынуждающие исполнителя идти на нарушения. В частности, начальная цена контракта может противоречить МРОТ. Описанная ситуация наблюдается в закупках и для госструктур, и для частных компаний. Чтобы принять заказ, клининговые компании убирают из стоимости налоговую нагрузку. Принятие законопроекта исключит подобные ситуации из практики.
Заметим, что ужесточающие ответственность за коррупцию законопроекты, периодически вносят на рассмотрение в Государственную думу. Так, в 2016 году Минтруд предлагал установить дополнительные требования к участникам государственных закупок. В частности, у них не должно было бы быть судимости за некоторые экономические преступления. До этого установить максимальное наказание за «откаты» предлагала депутат «Единой России» Ирина Яровая. Согласно ее мнению, за любые нарушения в сфере госзаказа следовало лишать свободы на срок до 20 лет.
Источник: Приморская газета.